Главная Экспертиза законопроектов
Экспертиза проектов Законов Тверской области

Общественная экспертиза в 2016 году

Общественная экспертиза является важным инструментом в реализации конституционного права граждан по непосредственному участию в управлении государством, гарантированного частью 2 статьи 3 Конституции РФ. Участие институтов гражданского общества в правотворческом процессе путем осуществления экспертной оценки нормативных правовых актов обеспечивает повышение качества принимаемых управленческих решений и  общественное признание проводимых преобразований.

В 2016 году Общественная палата Тверской области к экспертной работе широко привлекала представителей науки, специалистов-практиков, а также общественные организации, имеющие свою обоснованную позицию по конкретному вопросу. Совместными усилиями  была проведена  экспертиза 67 проектов законов Тверской области и федеральных  законопроектов.

В большинстве случаев эксперты поддержали и одобрили представленные проекты нормативных актов. Отдельные законопроекты  были изначально инициированы общественностью. Так, на протяжении всего года настойчиво звучали требования активных горожан, родительской общественности о закрытии «Рюмочных». В итоге в проекте закона  Тверской области «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Тверской области» нашли отражения предложения общественных организаций о запрете на размещение торговых точек по продаже алкогольной продукции в нежилых помещениях многоквартирных домов. По мнению экспертов, эта запретительная норма права будет способствовать поддержанию правопорядка и обеспечению безопасности жильцов дома, в целом же законопроект обеспечит соблюдение  права граждан на безопасные товары.

Социально ориентированными некоммерческими организациями детально был проанализирован проект федерального закона «О  государственном  (муниципальном) заказе на оказание государственных  (муниципальных)  услуг в социальной сфере  и внесении изменений  в отдельные законодательные акты Российской  Федерации». Единодушно было  принято решение  о поддержке законопроекта в связи с  востребованностью в настоящее время привлечения некоммерческих организаций к оказанию государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. Эксперты отметили необходимость  широкой информационной работы  в средствах массовой информации по  разъяснению законопроекта среди НКО, а также по подготовке будущих потребителей подобных услуг к возможности их предоставления не государственными учреждениями, а общественными организациями. В связи с этим  оправданно, что планируется вступление закона в силу с 1 января 2018 года.

Можно предположить, что качество оказываемых НКО услуг будет  достойным, поскольку общественные организации, специализирующиеся в определенной сфере деятельности, хорошо владеют информацией о потребностях населения и механизме наиболее эффективного удовлетворения потребностей в социальных услугах. Это обстоятельство обеспечит  создание конкурентной среды.

Общественная экспертиза проводится тогда, когда требуется оценить позитивные или негативные последствия повлечет за собой  принятие нормативных актов.  Учитывая, что сегодня  вопрос защиты прав субъектов предпринимательской деятельности от  необоснованного уголовного преследования носит актуальный характер и вызывает повышенный общественный интерес, члены Палаты  поддержали проект федерального закона «О внесении изменений в статью 299 Уголовного кодекса РФ и статью 169 Уголовно-процессуального  кодекса РФ». Нередко, по спорам предпринимателей, особенно в отношении дорогостоящей  собственности, у сторон возникает желание привлечь на свою сторону правоохранительные органы. В этих условиях меры уголовного преследования  становятся инструментом недобросовестной конкурентной борьбы. При этом существование коррупционной составляющей повышает уровень правовых рисков субъектов предпринимательской деятельности. В связи с этим, установление уголовной ответственности за необоснованное уголовное преследование предпринимателей позволит  создать условия для исключения возможности влияния на бизнес. Особенно это актуально  в  сложных экономических условиях, когда повышена значимость общественно-полезных функций предпринимательской деятельности.  Вместе с тем члены палаты выразили  сомнение  относительно избрания вида уголовного наказания в отношении  лица, совершившего заведомо необоснованное привлечение предпринимателя к уголовной ответственности, широко обсуждался вопрос, насколько необходима изоляция от общества для  исправления  такого лица. Было предложено установление за такое преступление наказаний в  виде штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Общественная палата Тверской области в порядке  законодательной инициативы  разработала  проект закона Тверской области «О внесении изменений в закон Тверской области «Об Общественной палате Тверской области».  Необходимость инициирования законопроекта возникла в  связи с    принятием Федерального закона от 23.06.2016 № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации», который закрепляет основы организации и деятельности общественных палат субъектов РФ, обеспечивая унифицированное, единое понимание института общественной палаты, ее статуса, целей, задач, компетенции и задавая тем самым общий вектор их развития в качестве одного из передовых институтов гражданского общества.

С учетом общих принципов, предусмотренных Федеральным законом № 183-ФЗ, законопроектом предлагается внести уточнения в определение статуса Общественной палаты Тверской области, изменения в положения о формировании ее состава и другие процессуальные нормы, конкретизировать требования к членам Общественной палаты и основания прекращения их деятельности в составе Общественной палаты.

В 2016 году Общественная палата Тверской области впервые была привлечена  к экспертизе социальных проектов,  представленных на конкурс Правительства Тверской области по предоставлению грантов социально ориентированным некоммерческим организациям, большинство из которых были поддержаны и одобрены членами Палаты.

В целом представленные социальные проекты заслуживают поддержки и одобрения. Однако необходимо отметить, что отдельные проекты нуждаются в дополнительной проработке и обсуждении.

Общественная экспертиза может и должна выступать инструментом, препятствующим принятию некорректных управленческих решений.   Члены палаты и эксперты не поддержали разработчиков проекта федерального закона «О внесении  изменения в статью 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,  высказали  позицию о сохранении в образовательных учреждениях помещений, в которых будет оказываться обучающимся  первичная медико-санитарная помощь  и подвергли критике мнение о нецелесообразности выделения указанного помещения в образовательных организациях с небольшим количеством обучающихся и в организациях дополнительного образования.  По мнению экспертов, нередко школа сама становится причиной этого явления. Интенсивный технический прогресс и быстрый темп развития общества обуславливают сложность школьной программы, которая не всегда учитывает возможности ребенка, этапы его развития. В итоге избыток содержания ведет к трудностям усвоения  программы, а значит к перегрузкам, являющимся главной причиной ухудшения здоровья.

В 2017 году планируется к общественной экспертизе привлекать  широкие слои населения и муниципалитеты, что обеспечит своевременное информирование населения о предстоящих изменениях в правовом регулировании и позволит повысить уровень участия населения в решении общесоциальных задач.

Члены Общественной палаты регулярно принимают участие в заседаниях Законодательного Собрания и постоянных комитетов.

Общественная экспертиза в 2015 году

В соответствии с Законом «Об Общественной палате Тверской области» Общественная палата наделена правом законодательной инициативы. Правотворческий процесс Общественная палата реализует путем осуществления экспертной оценки нормативных правовых актов с последующим обязательным рассмотрением ее результатов органами государственной власти и органами местного самоуправления, что способствует принятию объективных властных решений во всех сферах правового регулирования.

Общественная экспертиза представляет собой анализ готовящихся нормативных правовых актов – проектов федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, документов органов исполнительной власти.

К экспертной работе Общественная палата привлекает представителей научного сообщества, практиков, специалистов, профильные общественные организации. При анализе законопроектов учитывается мнение граждан, которые из собственного опыта знают конкретные проблемы правоприменительного механизма и могут оценить предложенные законодательные инициативы.

Большинство законопроектов было поддержано. Широкое обсуждение среди общественности вызвал проект Федерального законов «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», предусматривающий механизм согласования решений о создании платных парковок и об установлении платы за пользование ими с жителями городских территорий.

Вопросы порядка организации платных парковок, расширение их зон и сокращение мест бесплатного паркования актуальны для многих городов России.

Объективный учет мнения населения, органов местного самоуправления при создании новых платных парковочных мест необходим. Особого внимания требует регламентация деятельности общественных согласительных комиссий, большинство в которых составляют жители муниципалитета. Очевидно, что только в этом случае можно достичь баланса интересов пешеходов, водителей и пассажиров городского транспорта.

Эксперты Общественной палаты единодушно поддержали инициативы Алтайского края и Республики Алтай о переводе в шестую часовую зону в связи со «смещением светового времени» с 2014 года. Принятие проекта Федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об исчислении времени» благоприятно отразится на здоровье местных жителей и позволит увеличить эффективность использования светлого время, что положительно отразится на материальном положении конкретных семей и экономике в целом.

В рамках заключенного соглашения о взаимодействии Общественной палаты Тверской области с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Тверской области проведена экспертиза проекта федерального закона «О Федеральной службе судебных приставов и порядке прохождения государственной службы на должности судебного пристава».

Судебным приставам постоянно приходится сталкиваться с большим количеством социально значимых явлений и проблем, исполнять решения судов, вызывающих общественный резонанс. В связи с этим особого внимания заслуживает закон, устанавливающий правовой статус приставов.

Увеличение случаев нарушения гражданами условий кредитных договоров, несвоевременной оплаты административных штрафов, коммунальных услуг, в том числе и по причине сложной экономической ситуации, требует участия грамотных специалистов и

индивидуального подхода в рамках исполнительного производства. Общественная палата Тверской области поддержала принятие указанного законопроекта, направленного на изменение статуса службы судебных приставов, расширение полномочий приставов при одновременном повышении квалификационных требований к сотрудникам.

Живую дискуссию вызвал проекта закона Тверской области «Об отдельных вопросах содержания домашних животных в Тверской области». Специалисты и жители региона отметили, что при реализации закона могут возникнуть трудности в связи с отсутствием у населения достаточной информации о ветеринарно-санитарных и зоогигиенических нормах и правилах содержания домашних животных применительно к их видовым и индивидуальным особенностям, о нормативном порядке утилизации останков животных. Эксперты Общественной палаты обратили внимание разработчиков законопроекта на отсутствие административной ответственности владельцев собак крупных пород в случае не проведения обязательного курса дрессировки.

Законопроект в целом был поддержан. В адрес инициаторов закона было высказано пожелание проработать вопрос организации и надлежащего функционирования пунктов временного содержания (приютов) для домашних и безнадзорных животных в муниципальных районах области.

Ряд законопроектов был отклонен. Так, эксперты Общественной палаты признали нецелесообразным принятие проекта Федерального закона «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», направленного на закрепление в качестве цели деятельности благотворительных организаций обеспечение безопасности дорожного движения. Безусловно, в настоящее время востребовано участие общественности в повышении уровня безопасности участников дорожного движения. Однако сложно совместить профилактику дорожных правонарушений и благотворительную деятельность. Статья 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» содержит достаточный перечень целей деятельности благотворительных организаций, позволяющий осуществлять деятельность в сфере безопасности дорожного движения в рамках действующего законодательства.

2012

Проект федерального закона № 44554-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления административной ответственности за пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних)

Проект закона Тверской области «О внесении изменений в закон Тверской области «О наделении органов местного самоуправления Тверской области  отдельными государственными полномочиями Тверской области в сфере осуществления дорожной деятельности»

Проект закона Тверской области «О внесении изменений в закон Тверской области «Об административных правонарушениях»

Проект закона Тверской области  «Об участии Тверской области в проектах государственно-частного партнерства»

Проект закона Тверской области  «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств»

Проект закона Тверской области «О регулировании отдельных вопросов охраны здоровья граждан в Тверской области»

Проект закона Тверской области «О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке»

Проект закона Тверской области «О внесении изменений в статью 2 закона Тверской области «О ежемесячной денежной компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках)»

Проект закона Тверской области «О бесплатной юридической помощи в Тверской области»

Проект закона Тверской области «О муниципальных казачьих дружинах»

Проект закона Тверской области «О внесении изменения в статью 7.2 закона Тверской области «Об управлении государственным имуществом Тверской области»

Проект федерального закона № 96781-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части усиления ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами

Проект закона Тверской области «О внесении изменений в статьи 3 и 4 закона Тверской области «О регулировании отдельных вопросов охраны здоровья граждан в Тверской области»

Проект федерального закона № 121975-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации»

Проект федерального закона № 139360-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам выплат за счет пенсионных накоплений»

Проект постановления Правительства Тверской области «О порядке определения особо охраняемой природной территории местного значения»

Проект федерального закона № 113190-6 «О внесении изменения в статью 6.11 Кодекса об административных правонарушениях» (в части уточнения возраста привлечения к административной ответственности)

Проект федерального закона № 87936-6 «О внесении изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Проект закона Тверской области «О внесении изменений в закон Тверской области «Об образовании в Тверской области»

Проект закона Тверской области «О внесении изменений в статью 6.3 закона Тверской области «О многодетной семье и мерах по ее социальной поддержки»

Проект постановления Правительства Тверской области «О порядке ведения реестра недобросовестных перевозчиков, осуществляющих перевозки на территории Тверской области по межмуниципальным маршрутам перевозок Тверской области»

Проект постановления Правительства Тверской области «О внесении изменений в отдельные постановления Администрации Тверской области»

Проект закона Тверской области «О внесении изменений в статьи 4 и 7 закона Тверской области «Об особо охраняемых природных территориях Тверской области»

Проект федерального закона № 133974-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

Проект закона Тверской области «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Тверской области»

Проект закона Тверской области «Об отзыве Губернатора Тверской области»

Проект закона Тверской области № 98-ЗО «О порядке подачи уведомлений о проведении публичного мероприятия на территории Тверской области»

Проект федерального закона № 141843-6 «О признании утратившими силу Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР «Общие экономические и юридические условия концессий», Декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР «О профессиональной работе и правах медицинских работников», Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и СССР»

Проект федерального закона № 151763-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях  предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних

Проект  закона Тверской области «О внесении изменений в закон Тверской области «О государственной гражданской службе Тверской области»

Проект постановления Правительства Тверской области «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 12.04.2012 № 162-пп»

Проект федерального закона № 161211-6 «О внесении изменений в статью 25.6. Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Проект закона Тверской области «О внесении изменений в статью 8 закона Тверской области «О народных дружинах в Тверской области»

Проект  закона Тверской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Проект федерального закона № 183240-6 «О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов»

2011

Заключение на проект Закона Тверской области «О наделении органов местного самоуправления тверской области государственными полномочиями тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан».

скачать .pdf


Экспертиза проекта закона Тверской области «О муниципальных казачьих дружинах».

скачать .pdf


Экспертиза законопроекта Тверской области ««О внесении изменений в закон Тверской области № 87-ЗО от 05.12.2003г «Об оказании юридической помощи бесплатно на территории Тверской области отдельным категориям граждан российской Федерации».

скачать .pdf


Заключение на проект закона Тверской области «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области».

скачать .pdf


2010

Правовая экспертиза проекта Закона Тверской области «О внесении изменений в Избирательный кодекс Тверской области».

скачать .pdf


Экспертное заключение по проблеме развития ювенальной юстиции в РФ.

скачать .pdf


Правовая экспертиза проекта Закона Тверской области «О внесении изменений в закон Тверской области «Об административных правонарушениях».

скачать .pdf


Заключение по проекту Закона Тверской области «О внесении изменения в статью 3 закона Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области»

скачать .pdf


Заключение на проект постановления Администрации Тверской области «О внесении изменений в постановление Администрации Тверской области от 29.02.2008 г. №43-па».

скачать .pdf


О законодательной инициативе проекта Закона Тверской области «О мере социальной поддержки граждан, проживающих в 30 – километровой зоне Калининской атомной станции».

скачать .pdf


Правовая экспертиза проекта Закона Тверской области «О внесении изменений в закон Тверской области «О противодействии коррупции в Тверской области» на предмет соответствия Федеральному закону от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

скачать .pdf


 

Поиск

Общественные палаты других регионов