Главная Новости Реформы образования под контроль гражданского общества
Реформы образования под контроль гражданского общества
18.12.2014

Фото: пресс-служба Общественной палаты Тверской области

Право на бесплатное образование – одно из важнейших прав человека. Сегодня государство непрерывно реформирует эту отрасль, делая на нее ставку в стратегии развития страны. Но благие намерения могут и не дать должного эффекта, если эти реформы не будут предметом диалога власти и гражданского общества. Без такого диалога увеличение зарплаты учителей на деле может обернуться значительным ростом учебной нагрузки и документооборота,  у вузовских преподавателей – и вовсе массовыми увольнениями, а количество бюджетных мест в вузах – предметом «творчества» чиновников.

На прошлой неделе на очередном пленарном заседании Общественной палаты Тверской области рассматривались проблемные вопросы образования и социальные риски, связанные с проводимыми реформами.

С острым докладом «О формировании системы общественного контроля в сфере образования Тверской области» выступил Александр Бутузов, член Общественной палаты России и заместитель председателя Общественной палаты региона, директор тверского филиала МГЭИ.

Обнажив проблемные вопросы реформирования образования, он рассказал, о наиболее актуальных направлениях работы палаты в сфере общественного контроля в отрасли.

— Доступность основного общего и дошкольного образования не должна сопровождаться снижением требования к содержанию образования. Содержание образовательных программ в России регулируется федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), но большинство педагогов и общественников ими сегодня недовольны. Ориентированные на альтернативность в обучении, новые стандарты подрывают основы единства образовательного пространства в России,  - отметил общественник.

По словам Александра Бутузова, родители часто жалуются, что перевести ребенка из одной школы в другую в пределах даже микрорайона сегодня сложно. Школьник в этом случае попадает в совершенно иную образовательную среду, где могут быть другие программы обучения, другие учебники и требования.

— Безусловно, альтернатива нужна, но нужно найти золотую середину, - продолжил Александр Анатольевич. – Дошло до того, что стали издаваться не просто альтернативные учебники, а учебники, в которых материал альтернативен научной картине мира. Внедрение множества «альтернатив» ведет к недопустимому размыванию единого образовательного пространства страны. Особую тревогу вызывают учебники по истории. Так называемые альтернативные оценки нашей великой истории могут начаться с простого переименования значимых для нашей нации событий. Яркий пример: переименовать Великую Отечественную войну в «советско-фашистскую»!  Событие, прошедшее через сердце каждого нашего жителя, войну, где отдали жизни миллионы наших дедов, прадедов и бабушек, собираются вот так просто переименовать! А по сути – стереть из памяти.

Вселяет оптимизм, что мнение гражданского общество сегодня услышано. В Государственную Думу внесен законопроект о закреплении нового федерального государственного образовательного стандарта по истории, а также и литературе и русскому языку, предполагающим введение единственных безальтернативных учебников для всей страны.

Проблема множества альтернативных учебников хороший пример необходимости широкого обсуждения проектов новых  федеральных государственных образовательных стандартов педагогическими сообществами, общественными организациями и родительскими объединениями. Дискуссионными площадками должны стать региональные общественные палаты, под эгидой Общественной палаты Российской Федерации.

Предметом внимания гражданского общества должно быть также качество образования. Сегодня это стратагема развития нашего государства. Слово «образование» произошло от древнегреческого и обозначает «военную хитрость», некий путь к достижению цели. Об этом говорил Президент Владимир Путин на недавнем форуме «Качественное образование во имя страны». Одним из критериев качества глава государства назвал не что иное, как прозрачность проведения ЕГЭ. Этот экзамен реально выполняет антикоррупционную функцию, но вызывает немало других нареканий. Министрам стоит потрудиться над его совершенствованием и не терять опыт народного наблюдения во время сдачи экзамена. В Верхневолжье региональное министерство образования и Общественная палата уже сотрудничают в этом направлении.

Важным направлением совместной работы министерства и общественности стало создание в регионе системы независимой оценки качества образования. Это своего рода общественные рейтинги по таким критериям, как открытость и доступность учебных учреждений, комфортность условий, компетентность сотрудников и многое другое. Для их составления, согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», в каждом регионе создается институт независимой оценки качества образования. Его основой должен стать не исполнительный орган власти, а общественный совет.

На региональном уровне остается в центре внимания Общественной палаты и Общественного совета по образованию исполнение майских указов 2012 года Президента России Владимира Путина.

Эти вопросы уже рассматривались на площадке общественного совета. Отчет Министра образования Натальи Сенниковой был достаточно оптимистичным. Так, значительно сократились и продолжают сокращаться очереди в дошкольные учреждения. Правительство Тверской области успешно справилось и с повышением заработной платы учителей.

Подтверждением слов министра стали результаты «горячей линии» по вопросам образования, проводимой в 2013 году Общественной палатой Тверской области.

Указы Президента в полной мере должны быть выполнены к 2018 год. Поэтому их исполнение будет оставаться в фокусе внимания Общественной палаты, отраслевого общественного совета и общественных советов и палат муниципальных образований Тверской области.

Эти острые и даже «неудобные» моменты не прошли мимо министра образования Тверской области.

— Сегодня важны не только условия, в которых осуществляется образовательная деятельность, но и само содержание образования, - подытожила Наталья Сенникова. - Проблем в отрасли много, над ними идет работа. Она продолжится и дальше».

Растущая нагрузка детей, сокращение курса краеведения, колоссальный документооборот, свалившийся на учителей… Эти и многое другие вопросы также обсудили члены Общественной палаты. Они сошлись во мнении, что проблемы отрасли можно успешно решить при взаимодействии государственной власти, каждого муниципалитета и общества. Со своей стороны общественники обещают усилить народный контроль в сфере образования и громче заявлять о проблемах на государственном уровне. Отечественному образованию, некогда одному из лучших в мире, есть, куда расти. Не пора ли возвращать былые позиции?!

Поиск

Архив новостей

  • 2018 (125)
  • 2017 (161)
  • 2016 (218)
  • 2015 (197)
  • 2014 (223)
  • 2013 (229)
  • 2012 (198)
  • 2011 (189)
  • 2010 (111)
  • 2009 (8)