Главная Гуманитарный проект "Тверская родословная" Герои Советского Союза на тверской земле Савельев Василий Антонович
Савельев Василий Антонович

Савельев Василий Антонович

95 лет

29 декабря 2013

29.12.1918, д. Денёсиха Старицкого р-на — 13.05.1985, г. Ленинград.

Гвардии старший лейтенант, командир авиазвена, полковник, Герой Советского Союза (1.05.1943).

Весной 1942 года начальник Лётной инспекции ВВС полковник Василий Сталин выступил с инициативой создания особых авиаполков, укомплектованных лучшими фронтовыми лётчиками, чтобы такие авиачасти могли на равных бороться с люфтваффе и добиться перелома войны в воздухе в свою пользу. Не услышав со стороны командования ВВС ни одобрений, ни запретов, он энергично взялся за дело, используя свои практически неограниченные возможности.

Полк асов решено было формировать на базе выведенного на переформирование обычного 434-го истребительного авиаполка, в котором осталось всего несколько лётчиков. Особый полк формировался в мае—июне 1942 года на подмосковном аэродроме Люберцы, куда стали прибывать отобранные Василием Сталиным опытные лётчики, большинство из которых он знал лично.

Вспоминает Герой Советского Союза Андрей Баклан, который был в ту пору командиром звена в 521-м истребительном авиаполку на Калининском фронте: «Апрель 1942 года в районе Ржева выдался тёплым. В один из погожих апрельских дней возвратился я с боевого задания и вижу на нашем аэродроме транспортный Ли-2. Откуда бы здесь взяться этакой махине? И как только его «мессеры» не подожгли в полёте, ведь линия фронта совсем рядышком! Сразу же после приземления меня вызвали на командный пункт полка. Там я застал лётчиков Клещёва, Бабкова, Алкидова и Карначёнка. Те явно уже что-то знают о причине вызова, но помалкивают. А мне как запоздавшему персонально объявляют: «Собирай быстренько свои вещи. Полетишь на Ли-2 в Москву». Я подумал, что полетим за новыми самолётами. Однако мне разъяснили, что под Москвой формируется новый особый истребительный полк. Нас, всех пятерых, зачисляют в его штат. Вот это новость так новость! Меня назначили командиром звена, в котором ведомыми были Вася Савельев и Коля Горшков. Первый был опытным лётчиком, имел уже на боевом счету сбитые самолёты врага».

Василий Антонович Савельев родился 29 декабря 1918 года в деревне Денёсихе нынешнего Старицкого района, в одном из удивительнейших мест Тверской области.  Реки Большая Коша и Малая Коша стремятся здесь с севера и юга навстречу друг другу, но, всего в четырёх километрах наталкиваются с двух сторон на невысокую водораздельную гряду, смиряются и, повернув под прямым углом на запад, параллельно и дружно текут в Волгу. А в нескольких километрах к востоку находились древние волоки с этих рек: на реку Осугу — к Торжку, а также на реку Тьму — к Твери. Расположение Денёсихи у этого четверного (!) волока фланкировалось двумя мощными городищами-крепостями на обоих склонах водораздела: у села Боронкина на Большой Коше и у деревни Станы на склоне к притокам Тьмы.

После окончания сельской школы в соседней деревне Турково Василий Савельев в 1934 году переехал в Ленинград, окончил школу фабрично-заводского ученичества при заводе им. Карла Маркса, работал на этом заводе формовщиком и учился в аэроклубе. В 1937 году его призвали в Красную Армию, а уже через год выпускник аэроклуба окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

Великую Отечественную войну Василий встретил на западной границе в составе 170-го истребительного авиаполка, а с сентября 1941 по апрель 1942 года воевал в составе 91-го истребительного авиаполка. 15 ноября 1941 года он открыл счёт воздушным победам — сбил бомбардировщик Не-111.

Когда он оказался в 434-м полку под Сталинградом, то летом 1942 года совершал порой по 5—7 боевых вылетов за день, проводя по нескольку воздушных боёв. Счет победам полка открыл 13 июня его командир майор Иван Клещёв, сбив Ме-109 в районе Шиповатое. В другом вылете в этот день полковая группа из 14 истребителей, ведомая им же, встретила более 15 истребителей противника и вступила в бой, в результате которого был сбит «мессершмитт», засчитанный всём летчикам как одна групповая победа.

Самым результативным по числу побед, одержанных лётчиками полка за период боевых действий на Юго-Западном фронте, оказался день 27 июня. В этот день группа из 8 самолётов встретила в воздухе в районе Купянска группу из 12—16 бомбардировщиков Ju-88 под прикрытием истребителей Ме-109. Наши лётчики атаковали противника и уничтожили 6 бомбардировщиков: по одной победе записали на свой счёт подполковник Пруцков, майор Клещёв, капитан Бабков, старший лейтенант Избинский, лейтенанты Хользунов и Савельев.

Об одной из самых напряжённых схваток вспоминал сам Василий Антонович: «Это было 26 июля. Наша группа из 7 самолётов под командованием капитана И. Избинского вылетела к Дону. Солнце только всходило, но на переправе было уже оживлённо. Вдали, на западе, мы увидели множество немецких бомбардировщиков. Они шли к Дону тремя колоннами, по 18 машин каждая, с интервалами в 600—800 метров. Наш ведущий, командовавший всего 7-ю истребителями, принял решение — атаковать всей группой, плотным строем сверху в лоб. Мы взяли максимальную скорость, чтобы встретить врага дальше от переправы. Первой атакой по первой колонне мы сразу подожгли 4 бомбардировщика. Остальные, сбросив бомбы в степи, поспешно разворачивались и уходили назад, что сильно морально подействовало на идущие сзади другие колонны. Не сбавляя скорости, мы врезались во вторую колонну и сбили ещё 4 самолёта, а третья колонна не досчиталась 3-х машин. За этот вылет я сбил 2-х бомбардировщиков. В этот день наш полк 7 раз поднимался в воздух, и каждый вылет сопровождался воздушными боями. Противник потерял при этом 34 самолёта, а мы — лишь 1 подбитый истребитель». За этот бой Савельев был награждён орденом Красного Знамени.

Очень быстро Василий Антонович выдвинулся в число сильнейших лётчиков полка, что было признано его товарищами. После переучивания на Як-7Б Савельев сражался в августе—сентябре 1942 года в небе Сталинграда.

За боевые заслуги приказом наркома обороны И.В. Сталина от 22 ноября 1942 года 434-й истребительный авиаполк был преобразован в 32-й гвардейский. Его перебросили к этому времени на Калининский фронт, и гвардейцы включились в боевые действия на бельском и великолукском направлениях, где наши наземные войска повели наступление. 9 декабря над оккупированным немцами городом Белым гвардии старший лейтенант Василий Савельев сбил новый немецкий истребитель FW-190, а к концу 1942 года на его счету было уже 9 вражеских самолётов.

Не менее успешно он начал и новый год. Взлетев 14 января с аэродрома Старая Торопа, он уничтожил истребитель Ме-109 в районе Великих Лук.

После разгрома Великолукской группировки противника 32-й гвардейский авиаполк в составе 3-й воздушной армии с начала февраля был нацелен на демянское направление и передислоцировался на полевой аэродром Заборовье в Пеновском районе. В одном из боевых вылетов на дальнюю цель Савельев не выдержал и, довольно обтекаемо сообщив на землю о небольшой задержке, отвернул в сторону расположенной не так уж и далеко родной Денёсихи и на бреющем полёте качнул крыльями над родным домом, сбросив односельчанам небольшую посылочку с продуктами и махоркой, а также вымпел и письмо. Долго потом таскали Савельева на допросы в СМЕРШ, стремясь подвести под трибунал за уклонение от боевого курса, и всё закончилось бы очень плохо, но выручила случайность. Получившие патриотическую весточку с неба земляки написали большое и, надо сказать, талантливое письмо в газету и «всесоюзному старосте» Калинину, в котором выражали чувство гордости за мужественного лётчика Василия Савельева и просили наградить его. Письмо было напечатано в центральной прессе. Районную же газету со статьёй и добрыми словами Председателя Президиума Верховного Совета СССР Калинина о гвардии старшем лейтенанте Савельеве односельчане радостно прислали в полк, и замполит старший политрук Стельмащук не без злорадства принёс её особистам, уже предвкушавшим расправу. Естественно, уголовное дело по обвинению в предательстве было немедленно прекращено.

26 февраля войска Северо-Западного фронта нанесли удар по противнику, который начал отвод войск из «Демянского мешка» на запад, к реке Ловати. На следующий день советские войска вошли в полностью разрушенный Демянск.

После перегруппировки 5 марта в районе Ловати развернулись напряжённые воздушные бои. В этот день сопровождая «илы» в составе группы из 6 Як-1 ведущий командир звена Савельев заметил в районе цели группу Ме-109, пытавшихся атаковать штурмовики. Используя преимущество в высоте, «яки» атаковали противника: Савельев сбил один Ме-109, Лепин зажёг другой, а Рысаков — третий. Тогда же произошёл многократно описанный в литературе боевой вылет полковника Сталина, которому было запрещено подниматься в небо, но он игнорировал приказ. Восьмёрка Як-1 вылетела на сопровождение бомбардировщиков и в районе Сёмкиной Горушки встретила на высоте 200 м 6 FW-190. В результате воздушного боя полковнику Сталину и младшему лейтенанту Вишнякову было засчитано по одному сбитому вражескому самолёту. 6 марта увеличили свои счета воздушных побед старшие лейтенанты Лепин и Савельев и младший лейтенант Вишняков, сбившие по одному Ме-109. В одном из последующих боёв самолёт Савельева был подбит, и лётчик, кое-как дотянув горящую машину до своей территории, выпрыгнул с парашютом.

1 мая 1943 года гвардии старшему лейтенанту Василию Антоновичу Савельеву за 230 боевых вылетов и 10 лично сбитых самолётов противника было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль № 934).

Летом 1943 года в боях под Орлом командир эскадрильи Василий Савельев провёл 42 воздушных боя и лично сбил 3 истребителя противника.

В конце февраля 1944 года командиром 32-го гвардейского авиаполка был назначен Герой Советского Союза подполковник Александр Семёнов, уроженец деревни Заболотье Калининского района Тверской области. В 1942 году он уже временно командовал полком асов после тяжёлого ранения Ивана Клещёва, курировал его по линии Лётной инспекции ВВС и хорошо знал личный состав, особенно ветеранов. Александр Фёдорович писал в воспоминаниях: «Меня не могло не радовать, что почти все лётчики здесь имели большой опыт. Среди них оказалось десять Героев Советского Союза: В.А. Луцкий, А.С. Макаров, В.И. Гаранин, А.П. Шишкин, В.А. Савельев, В.А. Орехов, А.Я. Баклан, А.И. Марков, М.А. Гарам, С.Ф. Долгушин. Всех их знал ещё по Сталинграду… Должность штурмана полка занимал Герой Советского Союза майор В.И. Гаранин. К любому делу он подходил с какой-то своей особой, я бы сказал, творческой меркой. Первый вражеский самолёт Гаранин сбил 25 июня 1941 года, а к началу 1944-го его боевой счёт вырос уже до 13 уничтоженных самолётов. /Владимир Гаранин родился в деревне Малые Ручьи нынешнего Конаковского района Тверской области. — В.В./. Эскадрильи возглавляли Герои Советского Союза майоры В.А. Савельев, В.А. Орехов и А.П. Шишкин. Савельев отличался упорством, высокими бойцовскими качествами, не отказывался от разумного риска в бою».

В апреле 1944 года нашего земляка назначили командиром эскадрильи «братского» 63-го гвардейского истребительного авиаполка той же дивизии, в котором воевал Алексей Маресьев. 24 июня четвёрка Ла-5, ведомая Василием Савельевым, прикрывала наступающие на Оршу наземные войска. В районе прикрытия наши истребители встретили 4 Ме-109 и 4 FW-190. Завязался воздушный бой, в результате которого майор Савельев сбил один Ме-109, лейтенант Игнатьев — два, младший лейтенант Баинов — один, а лейтенант Сафронов — один FW-190.

Впоследствии герой-лётчик сражался над Тильзитом и Ригой, участвовал в битве за Берлин. Войну Василий Антонович закончил в небе Германии, совершив за всё время боевых действий 333 боевых вылета, проведя 30 штурмовок и уничтожив в 157 воздушных боях 16 самолётов противника лично и 2 — в группе.

В 1945 году он окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования лётного состава и был назначен заместителем начальника Батайского военного авиационного училища. В 1948 году майор Савельев был демобилизован по состоянию здоровья, но почти через двадцать лет, в 1966 году, вновь призван в ряды Советской Армии. В запас он ушёл в 1975 году в звании полковника, жил в Ленинграде, работал в Главном архитектурно-планировочном управлении горисполкома. Василий Антонович  любил приезжать в родную деревню, и там, конечно, всегда вспоминали его хулиганский патриотический прилёт в Денёсиху зимой 1943 года. Он скончался 13 мая 1985 года, через несколько дней после 40-летия Победы.