Главная Гуманитарный проект "Тверская родословная" Герои Советского Союза на тверской земле Додогорский Пётр Викторович
Додогорский Пётр Викторович

Додогорский Пётр Викторович

105 лет

09 января 2014

9.01.1909, с. Ярополец Волоколамского р-на Московской обл. — 4.02.1976, г. Выборг Ленинградской обл., военный комендант Ржева в 1943 г.

Подполковник, командир полка, полковник, Герой Советского Союза (24.03.1945).

Об освобождении Ржева написано немало и будет написано ещё больше. 3 марта 1943 года в оставленный немцами город, в котором находился лишь арьергард 9-й армии генерала Моделя, создававший видимость присутствия войск, вошли войска нашей 30-й армии, в том числе 274-я стрелковая дивизия полковника Василия Шульги.

Немцы так скрытно проводили выравнивание линии фронта, что только вечером 7 марта, когда рубеж их обороны проходил по линии Белый—Сычёвка—Вязьма, первые советские соединения перешли в наступление, чтобы попытаться помешать отходу врага. Войска Калининского и Западного фронтов начали преследование противника, получившее название «Ржевско-Вяземская операция 1943 года». В результате в течение марта советские войска отодвинули линию фронта от Москвы ещё примерно на 150 км.

После освобождения Ржева в разрушенный до основания город приехала Чрезвычайная Государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков во главе с её председателем Николаем Шверником. Было установлено, что материальный ущерб, причинённый оккупантами, составляет полтора миллиарда рублей.

В этих условиях комендантом Ржева был назначен заместитель командира 969-го стрелкового полка подполковник Пётр Додогорский. Наряду с партийными, советскими и хозяйственными органами ему пришлось решать, казалось бы, невыполнимые задачи, далеко выходившие за рамки его прямых должностных обязанностей, заключавшихся в надзоре за соблюдением дисциплины и порядка в расквартированных в городе войсках, несением караульной службы и содержанием арестованных.

После приезда  в Ржев 5 августа 1943 года Верховного главнокомандующего И.В. Сталина помощь городу в его восстановлении стала общенародной и общегосударственной. Из Горького шли стройматериалы, металлоизделия и бельё, из Вологды — пиломатериалы и оборудование для восстановления железной дороги. Помощь поступала из разных городов и  районов нашей области, сотни земляков приехали на восстановление Ржева. За год было восстановлено и построено около тысячи зданий, введено 60 тыс. м2 жилья. Уже в мае был вновь пущен железнодорожный мост через Волгу.

Пленные гитлеровцы содержались на втором и третьем этажах городской тюрьмы (на первом жили сотрудники) и до 1946 года использовались при восстановлении многих городских строений. Подполковник Додогорский следил, помимо прочего, и за режимом их содержания и работы.

Но боевой офицер рвался на фронт. 961-м стрелковым полком командовал в его отсутствие начальник штаба подполковник Комиссаров. Вернувшись на прежнюю должность во время подготовки Смоленской наступательной операции, Додогорский довёл полк до Вислы, Берлина и Бранденбурга — до Победы.

Пётр Викторович Додогорский родился 9 января 1909 года в знаменитом селе Ярополец под Волоколамском. В прошлом здесь было два имения — Чернышёвых и Гончаровых. Усадьбы сохранились и по сей день. В Яропольце дважды бывал в гостях у тёщи Пушкин, а в 1920 году сюда на строительство первой в стране сельской ГЭС приезжали Ленин и Крупская. Их встречал председатель кооперативного технического общества и инициатор проекта «лампочки Ильича» Виктор Додогорский, отец героя войны, впоследствии репрессированный и расстрелянный в лагере в Республике Коми.

Подростком Пётр переехал в Москву и поступил в кооперативный техникум, в котором ныне бережно собираются и хранятся экспонаты и материалы связанные  с его жизнью и подвигами. После окончания техникума  в 1927 году юноша работал на заводе стройматериалов в Туле. Во время срочной службы в Красной Армии он окончил школу связи и стал офицером запаса. Вторично его призвали через десять лет, в 1940 году, как оказалось, надолго. В Западном Особом военном округе Додогорский командовал стрелковым взводом и ротой в составе 172-й Тульской дивизии генерала Романова и встретил войну близ Государственной границы под Гродно. Вместе с дивизией отступал с боями к Могилёву. Эти события правдиво описаны в романе Константина Симонова «Живые и мёртвые». Дивизия несла большие потери, и Пётр стал под Смоленском заместителем командира, а затем командиром батальона связи.

В октябре 1941 года на базе 30-й стрелковой  бригады была скомплектована в Горьковской области 274-я стрелковая дивизия 2-го формирования. Комбат Пётр Додогорский в звании капитана участвовал в обороне Москвы близ посёлка Кубинка, в освобождении подмосковных посёлков Тучково и Дорохово, городов Высоковска, Клина, Малоярославца, Медыни и других, сражался на подступах к Гжатску.

Много лет спустя он с улыбкой вспоминал, как на одном из митингов в своей части запальчиво сказал, что будет достоин славы земляка-фельдмаршала Захара Чернышёва, ставшего в 1763 году комендантом взятого русской армией Берлина, и тоже дойдёт до Берлина и станет его вторым комендантом из села Ярополец. В шутку командир батальона Додогорский приказал, чтобы каждый боец явился во взятой вражеской столице к нему в комендатуру. И  после войны к заместителю коменданта Берлина Герою Советского Союза полковнику Петру Додогорскому явился, выполняя клятву, старшина Кравченко. Вот это была встреча!..

Дивизия полковника Шульги участвовала в 1942 году в летней Ржевско-Сычёвской операции, продвигаясь по берегам реки Бойни, освободив деревни Находово, Старцево, Дыбалово, Кошелево, Пудово. Совсем немного южнее остался родной для Петра Викторовича Ярополец, освобождённый ещё зимой. 21 августа 1942 года его полк вышел на левый берег Волги восточ­нее Ржева. Попытки взять город, в которых участвовала 274-я стрелковая дивизия, наши войска предпринимали и в августе, и в сентябре, и в ноябре 1942 года. И вот, наконец, вся страна слушает сводку Совинформбюро: «Сегодня, 3 марта, после длительного и ожесточённого боя наши войска овладели Ржевом… Первыми ворвались в город части генерал-майора тов. Куприянова А.Ф., генерал-майора тов. Олешева H. H. и полковника тов. Шульга В.П.».

Весной 1943 года  274-я дивизия, наступая в юго-западном направлении, освобождала населённые пункты Смоленской области, в том числе райцентры Холм-Жирковский и Новодугино и вышла к Днепру, где фронт стабилизировался до августа. Летнее затишье она использовала для доукомплектования и подготовки к наступлению, уже в составе 31-й армии Западного фронта. Додогорский передал полномочия коменданта Ржева и вновь возглавил 961-й стрелковый полк.

В августе 1943 года в ходе Духовщинской операции 274-я дивизия освободила город Сафоново и вышла на подступы к городу Ярцево. 15 сентября началась Смоленско-Рославльская операция. Уже на следующий день бойцы дивизии, прорвав оборону врага, ворвались в Ярцево, завязали уличные бои и освободили город, за что 274-я дивизия была удостоена почётного наименования «Ярцевская». Наступая вдоль Минского шоссе, она способствовала освобождению Смоленска. Наступая в авангарде дивизии, рано утром 25 сентября 1943 года 961-й полк ворвался на аэродром и спас его от разрушения. Подразделения полка выбивали фашистов из домов на Большой Советской улице, из охваченного пламенем вокзала, с льнозавода.

Продолжая наступление, дивизия в октябре 1943 года вошла на территорию Белоруссии в Лиозненском районе Витебской области участвовала в ожесточённых боях на оршанском направлении. Взламывая линию обороны «Пантера», полк Додогорского овладел на своём участке двумя линиями траншей. В контратаках немецкие танки и самоходки приближались буквально к самому командному пункту, но командир полка расчётливо и хладнокровно продолжал руководить боем, а затем стремительным броском опрокинул наступавших.

Попытки наступления на Витебск предпринимались всю осень и зиму, но гитлеровцам удалось удержать его. Полк Додогорского вышел к реке Лучесе. Командир переправил по тонкому льду батальон капитана Кряжева, и тот занял небольшой плацдарм. Несмотря на ураганный огонь врага, этот пятачок удалось не только удержать, но и расширить, и на него переправились другие части дивизии.

Весной 1944 года дивизия была выведена в резерв, и после пополнения передислоцирована на Западную Украину. Перед ней ставились ещё более важные задачи. 17 июля в развитие операции «Багратион» началась Брестско-Люблинская операция, и 274-я дивизия обеспечивала на левом фланге 1-го Белорусского фронта в составе 69-й армии локтевую связь с подразделениями 3-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта.

20 июля полк Додогорского форсировал Западный Буг и, преодолевая в день по 25—40 километров, проведя 18 ожесточённых боёв и освободив 79 населённых пунктов, подошёл к широкой Висле. В 2 часа ночи 29 июля первые четыре баркаса ушли к противоположному берегу. Додогорский приказал десантникам атаковать гитлеровцев, вбить глубокий клин в их оборонительный рубеж и перерезать дороги. Немцы сосредоточили внимание на первом десанте, а тем временем другие подразделения полка во главе с командиром переправились через Вислу. Дальнейшему продвижению мешала дамба, за которой была оборудована немецкая линия обороны. Додогорский решил оперативно выявить огневые точки врага и отобрал несколько добровольцев, которые должны были выдвинуться на дамбу, вызвать огонь на себя и вернуться. Но смельчаков поддержали все десантники, и противник начал беспорядочно отступать. Весь август на Пулавском плацдарме гремели бои. Комдив Шульга буквально ежечасно наращивал здесь силы своих частей, отодвигая линию фронта.

С Пулавского плацдарма в январе 1945 года началось стремительное наступление советских войск, в том числе 274-й стрелковой дивизии, к Одеру и на Берлин. В первый день генерального наступления, 14 января, штурмовые батальоны вгрызлись в оборону противника, состоявшую из 10 линий вражеских траншей. Уже к концу дня все эти линии были прорваны, и в прорыв оперативно был введён 11-й танковый корпус генерал-майора Ющука. Через два дня 274-я дивизия при поддержке танков освободила город Радом, а затем форсировала реки Пилицу и Варту и освободила города Томашув и Яроцин. 4 февраля 961-й стрелковый  полк вышел на Одер севернее Франкфурта, форсировал реку по льду и захватил плацдарм на западном, германском, берегу.

24 марта 1945 года за отвагу в боях при форсировании Вислы, захвате и удержании плацдарма на её западном берегу полковнику Петру Викторовичу Додогорскому было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 5196).

В апреле 1945 года подразделения 274-й дивизии участвовали в Берлинской операции. Перейдя в наступление с плацдарма севернее Франкфурта, они прорвали оборону противника и достигли реки Шпрее в районе города Фюрстенвальде. Сюда же под давлением наших войск отошла крупная фашистская группировка, оказавшаяся в окружении. Целую неделю шло сражение с отказавшимся капитулировать врагом, предпринимавшим отчаянные попытки прорваться на запад, в зону союзных войск. К 25 апреля группировка была оттеснена к городу Луккенвальде и уничтожена. Полк Додогорского дошёл с боями до города Бранденбурга, где соединился с наступавшими с юга войсками 1-го Украинского фронта, замкнув кольцо окружения вокруг Берлина. Ему было присвоено почётное наименование «Бранденбургский», а знамя украсили ордена Красного Знамени и Суворова.

После Победы полковник Пётр Додогорский был назначен на ответственную должность в Управление Советской военной администрации провинции Тюрингия. С февраля 1946 года он стал военным комендантом округа Магдебург, а с апреля 1946 по 1947 год являлся заместителем военного коменданта советского сектора Берлина. Вот тогда-то его и навестил, выполняя данное под Москвой обещание, старшина Кравченко.

В 1948 году полковник Додогорский окончил курсы «Выстрел» и ещё четверть века продолжал службу в Вооружённых Силах. Выйдя в отставку, Пётр Викторович жил в Выборге, где скончался 4 февраля 1976 года. Именем Героя названа улица в его родном селе Ярополец Волоколамского района Московской области. На ней располагается народный краеведческий музей.