Главная Общественный контроль Контроль в местах принудительного содержания
Контроль в местах принудительного содержания
Общественная наблюдательная комиссия

Общественная наблюдательная комиссия – это орган, образованный на основании Федерального закона Российской Федерации от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

№ 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10 июня 2008 г.doc

Председатель комиссии: Эльгардт Игорь Абрамович.

Контактный телефон ОНК по Тверской области: (4822) 32-36-98

 
ОНК региона возглавил Игорь Эльгардт
15.11.2016

14 ноября председатель областной Общественной палаты Лидия Туманова вручила мандаты новому составу Общественной наблюдательной комиссии Тверской области.

Как отметил начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области Константин Книс, наблюдательная комиссия сохранила преемственность – ряд членов вошли в ее состав повторно. За исключением бессменного председателя региональной ОНК Владимира Воробьева – в третий раз возглавить комиссию ему не позволяет федеральное законодательство.

Владимир Владимирович, в свою очередь, пожелал коллегам успешной работы, отметив, что ОНК тверского региона сейчас входит в пятерку лучших по стране. Успех такой работы, по словам бывшего председателя, кроется в людях, отдающих все свободное время общественной работе.

— Бывает, что на решение некоторых ситуаций нам отводится всего пара-тройка часов. Мы подключаем коллег на местах, сами оперативно выезжаем, задействуем все ресурсы. Обращений поступает очень много, иногда по 3-4 в день. И все они должны быть проверены, даже если заведомо покажутся ложным, – отметил Владимир Воробьев.

Кроме того, за годы работы было качественно налажено взаимодействие со службой исполнения наказаний и полицией, которые оказывают содействие в оперативном получении информации и разрешении конфликтов.

Напутствовала новый состав ОНК и председатель Общественной палаты Тверской области Лидия Туманова. Она пожелала терпения общественникам в их нелегком труде и предложила помощь специалистов юридического факультета ТвГУ в проведении правовых консультаций для лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

Главный Федеральный инспектор по Тверской области Юрий Стрелецкий вручил бывшим членам комиссии грамоты и благодарности.

Новым же членам ОНК были вручены мандаты. Также был избран председатель Общественной наблюдательной комиссии – им стал Игорь Абрамович Эльгардт.

Пресс-служба Общественной палаты Тверской области. Тел. 34-78-59

 
Общественные контролеры за соблюдением прав заключенных

О работе региональной наблюдательной комиссии мы узнали у ее руководителя Владимира Владимировича Воробьева.

Владимир Владимирович, расскажите, как зарождалась общественная наблюдательная комиссия (ОНК) в нашем регионе.

– Согласно указанному закону №76-ФЗ, во всех регионах России необходимо было образовать ОНК, члены которых получили бы право посещать тюрьмы, колонии, отделения внутренних дел, гауптвахты и знакомиться с условиями содержания задержанных и осужденных.

В соответствии с этим же законом два ведомства: Управление Федеральной службы исполнения наказания и Министерство внутренних дел издали приказы о том, как этот закон должен исполняться. Это Приказ УФСИН №652 от 28.11.08 года «О порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами ОНК» и Приказ МВД №196 от 6.03.09 года «О порядке посещения мест принудительного содержания органов внутренних дел Российской Федерации членами ОНК». Для нас приказы стали основополагающими документами, которыми мы руководствуемся в своей работе.

По Закону общественные организации нашей области выдвинули своих кандидатов в состав наблюдательной комиссии. В ноябре 2008 года Общественная наблюдательная комиссия Тверской области была сформирована из 6 представителей областных общественных объединений по согласованию с Общественной палатой Тверской области.

Состав был утвержден Общественной палатой Российской Федерации и после получения членами Комиссии мандата на вход в учреждения, подлежащие общественному контролю, приступили к работе.

Свою работу начали с того, что запросили от областных учреждений, подлежащих контролю, списки руководителей, контактные телефоны.

Справка:

Всего учреждений Тверской области, подлежащих проверке:

1 гарнизонная гауптвахта военной комендатуры Тверского гарнизона;

8 учебно-воспитательных учреждений закрытого типа Департамента образования области;

14 учреждений уголовно-исполнительной системы;

38 спецподразделений УВД области.

------------

Итого: 61 учреждение

Некоторые общественники скептически относятся к работе ОНК. Есть мнение, что 6 человек просто физически не в состоянии охватить весь список учреждений, где возможны нарушения прав человека.

Это действительно так. В наблюдательную комиссию можно было бы привлечь и большее количество наблюдателей. Но кроме небольшого состава есть еще ряд проблем. В связи с тем, что помещение для работы комиссии, несмотря на неоднократные обращения в администрацию области, не выделено, прием осуществляется в помещении УФСИН. Это создает определенные неудобства, так как граждане, обращающиеся к членам комиссии, имели претензии к работе администрации подразделений УФСИН. Люди туда боятся идти, так как вызывает сомнение объективное, в данном случае, рассмотрение жалобы.

Другой аспект – отсутствие финансовых возможностей для оплаты телефонных переговоров, переписки, оплаты проезда в отдаленные учреждения, размещение объявлений в средствах массовой информации о приеме граждан. Нам не требуется большая сумма – только компенсация собственных расходов. Сейчас оплата всех расходов ведется из личных карманов. Члены Комиссии пользуются для почтовой переписки адресами с места работы, выезжаем на личных автомобилях. Но хочу отметить, что начальник УФСИН по Тверской области, понимая значимость нашей работы, помогает нам и помещением для приема граждан, и автотранспортом. Большое ему за это спасибо. Однако, на мой взгляд, такая комиссия в области должна быть самодостаточной. Мы неоднократно обращались по поводу финансовой поддержки в Администрацию области, но ответа, к сожалению, так и не получили.

Наблюдатели выезжает только по поступившим жалобам или могут самостоятельно организовать проверку?

– Мы выезжаем в учреждения и по жалобам граждан, и сами устраиваем выборочные проверки.

Что в таком случае проверяется?

– Тюремный посетитель должен уметь замечать очень многое. Посмотреть, какова температура воздуха в камере, есть ли термометры, достаточно ли кранов для мытья рук. Нужно проверить освещенность камер, состояние постельного белья, матрасов. Узнать, предоставляется ли осужденным стоматологическая помощь, протезирование. Приезжают ли к ним по необходимости врачи-специалисты. При посещении больницы узнать, сколько человек из тех, кто там содержится, могут быть освобождены по болезни, согласно 54-му постановлению Правительства РФ. Члены ОНК вправе ознакомиться с материалами, касающимися условно-досрочного освобождения (УДО), и выяснить, являются ли объективными характеристики, которые администрация дает осужденным, у которых уже подходит срок УДО. Очень важно также проверить наличие у заключенных паспортов. Все данные проверки должны быть занесены в протокол.

Проверка в учреждениях осуществляется, согласно Закону, не менее, чем двумя наблюдателями, с тем, чтобы результаты были объективными, чтобы не было провокаций со стороны проверяемых лиц, конфликтных ситуаций и т.д.

Во время посещений учреждений проводятся индивидуальные беседы и прием осужденных. По закону члены ОНК могут общаться с подследственными и осужденными только в присутствии сотрудников администрации учреждения. Поэтому заключенные почти всегда говорят, что условия содержания их устраивают. На наших же встречах представители администрации учреждения присутствуют, но, находясь за звукоизолирующим стеклом, беседу с заключенным не слышат. Но сам факт беседы с наблюдателем может вызвать недовольство у администрации исправительного или иного учреждения. Но хочу еще раз отметить, что руководство УФСИН и лично начальник управления Александр Савихин осознают, что правонарушения лучше устранить в ходе проверки ОНК, чем ждать пока факты вскроются, но уже будет поздно. Также следует отметить, что во время проверок руководство УФСИН оказывает нам всестороннюю помощь, с пониманием относится к результатам проверок и принимает оперативные меры по ним.

Жалоб поступает много?

– За 2009 год комиссия получила 25 жалоб от осужденных и их родственников на действия администрации учреждений УФСИН, 22 проверены с выездом на место. Частично подтвердились 20 из них. По всем жалобам приняты меры. 2 осужденных по инициативе комиссии переведены в другие учреждения.

Сейчас жалоб стало значительно больше. Жалуются в основном на нарушения прав в условиях заключения. Бывают и другие случаи. Так, например, военнослужащий, увольняясь из Вооруженных Сил, получил военный билет, но не ознакомился с записями, внесенными в него. В военкомате обнаружилось, что по ошибке ему был выдан документ с чужими данными. Исходя из этого, он не смог встать на военный учет, получить паспорт. В течение двух лет военнослужащий так и не смог найти отклика на свои запросы в военкоматах, своей воинской части, Министерстве обороны. Оказавшись без средств к существованию, совершил преступление и оказался в местах лишения свободы. Узнал о существовании комиссии и обратился. Мы активно включились в работу, нашли «концы», ему выдали новый военный билет. Помогли человеку. Теперь он требует еще и компенсации морального ущерба. Что ж – это его право.

Другой случай. Администрация исправительного учреждения отказала осужденному в просьбе о заключении брака. Мы разобрались в ситуации и оказалось, что отказ произошел не по вине администрации. У женщины, собиравшейся вступить с ним в брак, попросту не было средств добраться до суженого. Чисто бытовая ситуация.

В ходе проверки спецприемника для административно-арестованных УВД было выявлено большое количество лиц, арестованных за нарушения миграционного законодательства. Несовершенство этих законов приводит к «патовой» ситуации, когда человек, проживающий в России, имеющий здесь родителей, семью, жилье, детей и работу, но не являющийся гражданином РФ, не может быть депортирован (выдворен) в страну, где он ранее проживал, т.к. компетентные органы этих стран официально заявляют, что он не является их гражданином. К сожалению, в России существует «правовой вакуум» и люди от этого страдают. Мы попросили Уполномоченного по правам человека в РФ взять под контроль вопросы совершенствования миграционного законодательства.

Были индивидуальные и даже коллективные жалобы об избиениях при содержании под стражей. Случаи бывают разные.

Сталкивались ли общественные инспекторы с противодействием со стороны представителей силовых ведомств при проверках?

– Как таковых никаких препон нам не чинят. Но сложности есть. По Закону списки членов ОНК должны быть в каждом месте, где люди содержатся принудительно. В соответствии со списком осуществляется доступ наблюдателей в учреждения, и такой список с контактными телефонами должен предоставляться задержанным. В некоторых райотделах не только этого списка нет, но и начальники не знают о существовании комиссии. Есть и другая сторона вопроса. Население очень слабо осведомлено о работе нашей комиссии (я повторюсь, что финансовыми средствами на публикации материалов мы не располагаем, а СМИ должного интереса к нашей работе не проявляет). Поэтому, в случае нарушения прав, человек не может воспользоваться еще и своим законным правом известить наблюдателя о правонарушении.

На мой взгляд, в состав ОНК должны входить и профессиональные правозащитники. В нашей комиссии «в чистом виде» таковых нет.

– Я сам юрист, долго работал в органах внутренних дел. Члены комиссии тоже юридически грамотные люди. Но мы не решаем вопрос на месте, а лишь получив жалобу, проводим проверку, ее результаты обсуждаем на заседании комиссии, где вырабатывается объективная оценка и меры, предлагаемые руководителям для устранения недостатков, если таковые необходимо предпринять. В заседании участвуют работники УВД, прокуратуры, Уполномоченный по правам человека в Тверской области или его представитель.

Правозащитники в составе комиссии нам нужны. Это люди с обостренным чувством справедливости. Можно рассмотреть вопрос о создании экспертного сообщества комиссии, подключив к работе правозащитников, представителей правозащитных общественных организаций на правах экспертов. Неплохо было бы решить проблемы с финансированием и помещением. Тогда бы наша работа стала еще более эффективной и оперативной.

P.S.: Общественная палата Тверской области призывает СМИ обратить внимание на деятельность ОНК, проинформировать граждан о существовании комиссии, направлениях деятельности и возможности граждан обращаться в ОНК в экстренных случаях. Предупрежден – значит вооружен. Эта информация сможет помочь многим нуждающимся людям отстоять свои права и свободы.

Беседовал пресс-секретарь
Общественной палаты Тверской области
Андрей НЕУМОЙЧЕВ

 

Общественные палаты других регионов