Главная ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ Экспертные заключения Экспертное заключение по вопросу "Мероприятия и риски при переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами в Тверской области"
Экспертное заключение по вопросу "Мероприятия и риски при переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами в Тверской области"

Эксперты Рабочей группы Общественной палаты Тверской области по развитию городской среды, ТОС, ЖКК, сферы услуг и потребительского рынка оценили мероприятия и риски при переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

1. Не готовность региона осуществить переход на новую систему обращения с ТКО.

-   неясна схема размещения контейнерных площадок (при их отсутствии), в районах плотной застройки, невозможно соблюсти правила благоустройства (20 метров от дома).

-   не озвучена схема начисления платы за ТБО, каким образом и каким лицом будет собираться плата (Управляющие организации или расчетный центр).

-   по местам размещения ТБО (полигоны), важен принцип вовлечения частного бизнеса в организацию деятельности полигонов. Если инвесторы будут привлекаться, то каким образом будет происходить взаимодействие органов государственной власти и бизнеса, земельные участки будут передаваться в аренду? будет ли какое то концессионное соглашение? будет ли конкретный полигон утверждать тариф на утилизацию, или все же тариф будет единый по аналогии с ООО "Полигон". По нашему мнению очень важно вовлечение частных инвесторов в обустройство полигонов, с меньшим бюрократическим давлением на бизнес, в том числе при производстве изысканий и разработке проектной документации.

-     самый важный на наш взгляд аспект это работа Регионального оператора с должниками. На сегодняшний день МУП "ТСАХ" не имеет достаточного административного ресурса для проведения претензионной и исковой работы. На примере Фонда капитального ремонта эта работа выполняется в лучшем случае на 1 %. В свою очередь мы располагаем информацией о том, что фонду в свое время предлагались данные услуги различными специализированными организациями, однако в связи с отсутствием финансирования данных услуг, указанные предложения фондом не рассматривались. Таким образом, при разработке региональной программы необходимо учесть тот факт, что МУП "ТСАХ" не готов самостоятельно проводить данную работу. А с учетом того, что начисления будут производиться на всю Тверскую область, количество неплательщиков может составлять тысячи человек. Необходимо привлечение соответствующих юридических организаций, которые способны вести как претензионно-исковую работу с неплательщиками, так и оказывать услуги по сопровождению исполнительных производств. Более того последнее является наиболее важным моментом, поскольку служба судебных приставов зачастую откладывает в долгий ящик именно те производства, которыми взыскатель просто не интересуется. Заявления руководства МУП "ТСАХ" о готовности к данной работе голословны, так как на сегодняшний день при действующей схеме вывоза ТБО исковая работа ведется лишь с Управляющими организациями. Для примера из 50 договоров с УК, необходимо просуживать 20, а при будущей схеме будет необходимо просудить 500 неплательщиков, что в разы больше. Соответственно, справиться с данной работой самостоятельно имея в штате 3-х юристов невозможно.

- Также для ведения данной работы Региональная программа должна предусматривать четкую схему взаимодействия Регионального оператора и адресно-справочной службы, а также органов Росрееестра, так как при ведении исковой работы с должниками будет возникать вопрос о количестве зарегистрированных граждан в конкретных помещениях как на текущую дату так и в прошедшем времени, а также сведения о правообладателях помещений. При действующей системе документооборота указанная информация (о количестве зарегистрированных граждан) возможно получить лишь по письменному запросу (ответ на который можно ждать долгое время), при этом необходимо предусмотреть возможность электронного обмена информацией в том числе для оперативной актуализации сведений, для начисления платы за вывоз ТБО. На примере Фонда капитального ремонта в первый год его деятельности, да и в настоящий момент в нередких случаях, начисления производятся на базе ЕГРЦ начала 2000-х годов, и в квитанцию включаются бывшие собственники помещений либо вообще умершие граждане.

Полностью поддерживаем опасения получить проблемы, которые, например, возникли с торопливостью формирования Фонда капитального ремонта.

Сложно представить подготовку региона до конца 2018 года. Тем не менее, опыт других регионов показывает, что переход на новый порядок реален. Полностью. В том числе и геологические изыскания проведены, с учетом того, что в этих регионах так же имеются территории водных пространств. Крымский мост построен за два года!

Предложение:

1) Правительству Тверской области отложить переход на новую систему как мин на один год с целью подготовки объектов по обработке, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов.

2) Профильным министерствам и ведомствам изучить и перенять опыт других регионов РФ.

3) Полностью подготовить деятельность Регионального оператора.

2. Переход на новую систему работы с ТКО - как с новой коммунальной услугой, предполагается и должна быть организована информированная и разъяснительная работа с потребителями данной услуги. Одной из глобальных ошибок внедрения нового порядка формирования Фонда капитального ремонта - полное, на всех уровнях, отсутствие информационно работы с населением. Ошибка повторяется.

Предложение:

1) Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, муниципалитетам организовать разъяснительную работу с населением в части условий перехода на новую коммунальную услугу с помощью профильных НКО.

2) уделить особое внимание работе с жителями частного сектора, которые в большей своей части пользуются услугой по сбору и вывозу мусора, а платить за эту услугу не торопятся.

3. Запускать раздельный сбор отходов. На стадии строительства новых микрорайонов сразу организовывать раздельные площадки, а не руководствоваться старыми нормативами: один дом - отдельная площадка. Предлагаемые мусоровывозящими компаниями контейнеры досрочно дорогостоящие, Управляющие организации не имеют и не будут иметь финансовой возможности для их установки.

Нет единого стандарта для мест образования отходов - контейнерные площадки в неудовлетворительном состоянии, евроконтейнеры, которые мусоровывозящая компания предоставляет Управляющим организациям иногда стоят в поле или в луже грязи. Откуда у людей будет желание относиться к вопросу сортировки мусора с охотой и интересом? Когда порой сложно подойти к контейнеру.

Предложение:

1) демонстрировать успешный опыт раздельного сбора отходов на примере микрорайона Мамулино. Тиражировать этот опыт.

2) необходимо приводить места складирования отходов/контейнерные площадки в удовлетворительное состояние.

3) необходима региональная программа по реконструкции площадок.

Дополнительно, члены Общественной палаты Тверской области и эксперты Рабочей группы, остаются во мнении уточнения некоторых моментов по Закону Тверской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов», а именно:

1) В ст. 2 законопроекта четко не определены государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления, а закрепляется лишь положение о том, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с ТКО.

Предложение: с целью устранения неопределенности считаем целесообразным в ст. 2 проекта определить, какими конкретно полномочиями наделяются органы местного самоуправления в области обращения с ТКО, изложив, например, редакцию данной статьи следующим образом:

«Статья 2. Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления

Органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями:

1) установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;

2) утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора);

3) организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, и захоронению твердых коммунальных отходов;

4) утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

 

2) В отношении формулировки подп. 6 п. 2 ст. 4 проекта закона «...предоставлять информацию...» стоит отметить, что не конкретизированы основания и субъекты, которым органы местного самоуправления обязаны представлять информацию, материалы,

документы, связанные с осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. В данном случае считаем возможным установить, что предоставление необходимой информации, материалов и документов, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий, осуществляется по требованию Правительства Тверской области или уполномоченного им органа исполнительной власти Тверской области.

 

Кириченко Ольга Леонидовна,
руководитель Рабочей группы Общественной палаты Тверской области по развитию городской среды ТОС, ЖКК, сферы услуг и потребительского рынка