Главная ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ Экспертные заключения Заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения возможности передачи отдельной категории детей под предварительную и временную опеку (попечительство)»
Заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения возможности передачи отдельной категории детей под предварительную и временную опеку (попечительство)»
19.08.2022

Общественная  палата Тверской области  рассмотрела  проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения возможности передачи отдельной категории детей под предварительную и временную опеку (попечительство)» (далее – проект федерального закона, проект, законопроект).

Согласно пояснительной записке проект федерального закона разработан в целях обеспечения фундаментального права и потребности любого ребенка жить и воспитываться в семье, в том числе в период, когда его родители по уважительным причинам не могут исполнять свои родительские обязанности, либо в ином случае фактического отсутствия над ребенком родительского попечения.

Однако, в противоречие с данным утверждением проект предлагает расширение перечня оснований для признания ребенка оставшимся без попечения родителей (ст. 121 Семейного кодекса РФ) путем включения в него «всех иных случаев фактического отсутствия родительского попечения». Данная формулировка предполагает неоднозначное толкование. Например, можно заключить, что простое отсутствие родителя рядом с ребенком вполне подпадает под это основание и позволяет отдать ребенка под предварительную опеку.

При этом законопроектом предусматриваются поправки также в ФЗ «Об опеке и попечительстве», которые вводят новое понятие «предварительной опеки» – это «приоритетная форма временного устройства … несовершеннолетних детей, избираемая органом опеки и попечительства в том числе в период, в течение которого их родители (иные законные представители) по уважительным причинам не могут выполнять свои родительские обязанности, либо в иных случаях, при возникновении необходимости безотлагательного жизнеустройства несовершеннолетних детей, защиты их прав и интересов, в целях их воспитания, содержания и образования». В каких «иных случаях» – законопроект не предусматривает.

Таким образом, даже если родители по уважительным причинам отсутствуют, например, вынуждены уехать к родственнику или в командировку либо несколько дней провести в больнице, проектом предлагается признавать детей (вне зависимости от возраста и ситуации) «оставшимися без попечения родителей» и подлежащими устройству под опеку.

Законопроектом вводится такое понятие как «иные значимые (близкие) для ребенка лица» - «лица, из числа знакомых ребенку взрослых, оказывающих существенное положительное влияние на условия его развития, воспитания и образ жизни», которым (наряду с родственниками и свойственниками) в приоритетном порядке устраивается ребенок под «предварительную опеку». Причем у родственников/свойственников приоритета нет. На наш взгляд данная норма противоречит принципу защиты неприкосновенности семьи, обеспечения права родителей на воспитание детей.

Общественная палата Тверской области выражает сомнение в целесообразности принятия законопроекта в данной редакции и просит обратить внимание на внесенный  ранее (04 июля 2022 года) в Государственную Думу проект №157281-8 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», так называемый «проект 7(10) сенаторов» (далее – ПФЗ 10 сенаторов), направленный на защиту семьи.

Проектом просемейной группы сенаторов статья 121 Семейного кодекса РФ подлежала изменению путем сокращения безразмерного списка оснований для признания ребенка оставшимся без попечения родителей и создания исчерпывающего, четкого перечня.  Кроме того, по концепции ПФЗ 10 сенаторов, в случаях временного отсутствия родителей по уважительным причинам ребенок не получает статус «без попечения родителей», может устраиваться родителями по своему усмотрению, в том числе под опеку, либо вообще без какого-либо специального оформления (к бабушке, дедушке и т.п.).

Перечень случаев, в которых применяются временные меры, является четко определенным. В таких ситуациях ребенок передается родственникам, иным близким ребенку лицам на период отсутствия родителей, и только при невозможности – в специализированное учреждение, которое обязано незамедлительно вернуть ребенка родителям по первому их требованию.

Важно, что согласно проекту №157281-8 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» опека прекращается автоматически при возвращении родителям.

При этом проект не исключает защиты детей в случае опасных для их жизни посягательств со стороны любых лиц (включая членов семьи), которая обеспечивается системным действием норм ФЗ о полиции, Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса и поправок, предусмотренных законопроектом.

Общественная палата Тверской области рекомендует поддержать законопроект №157281-8 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который гарантирует конституционное право родителей на воспитание своих детей и – во исполнение принятых к Конституции поправок - защищает традиционные семейные ценности.

 

Председатель
Общественной палаты Тверской области
А.А. Бутузов