Главная ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ Экспертные заключения Заключение на проект федерального закона № 333901-8 «О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Заключение на проект федерального закона № 333901-8 «О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
15.05.2023

Общественная  палата Тверской области  рассмотрела  проект федерального закона № 333901-8 «О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел) (далее – законопроект, проект федерального закона).

Членами Общественной палаты высказывались разные мнения.

Число несовершеннолетних, которые систематически самовольно уходят из дома и социальных учреждений, в Тверской области достаточно значительно, поэтому предлагаемые изменения будут способствовать частичному решению этой проблемы. Необходимо также уточнить, каким образом будет организован образовательный процесс, который, как отмечено в пояснительной записке, «направлен на дальнейшую социализацию подростков».

Членами Общественной палаты также высказаны предложения, направленные на предупреждение и локализацию правонарушений в молодёжной среде:

1. Учитывая первоначальный этап формирования мировоззрения и личности ребенка в семье, усилить работу по вопросу ответственности родителей (включая уголовную) за поведенческий фактор детей в социальной среде. Данная работа должна вестись в коллективах образовательных учреждений с родителями на классных часах, родительских комитетах и с представителями данных комитетов в соответствующих чатах.

2. Разработать совместно с профильными специалистами министерств и ведомств и ввести в систему образования методическое пособие по данному вопросу, как алгоритм действия для педагогического состава образовательных учреждений.

3. Ввести обязательный факультатив по данному вопросу в предмет ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), включающий широкий спектр информации, включая административную, уголовную ответственность за совершение правонарушений не достигшими совершеннолетия подростками, а так же социальной ответственности ребенка за свои действия.

4. Рассмотреть вопрос расширения деятельности таких организаций как Юнармия и спортивных федераций регионов в части более точечного общения и привлечения в свои ряды подобных подростков, получая информацию и наладив взаимодействие с ИПДН (инспекцией по делам несовершеннолетних).

 

Вызывает вопросы ряд изменений, касающихся деятельности Центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее – ЦВС при ОВД). Подпункт 2 пункта 1 ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – 120-ФЗ) разработчики хотят изложить в следующей редакции:

«2) проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, факты жестокого обращения с ними и (или) вовлечения их в совершение правонарушений и антиобщественных действий либо склонения их к суицидальным действиям или совершения по отношению к ним других противоправных деяний, со стороны родителей несовершеннолетних (иных законных представителей) и иных лиц, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, совершению самовольных уходов, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения;».

Сравним это с действующей редакцией: «проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения».

Легко заметить, что правки авторов ПФЗ носят ярко выраженный ювенальный характер, изначально предполагающие жестокое обращение с несовершеннолетними, вовлечение их в совершение правонарушений и антиобщественных действий, склонению к суициду или совершению по отношению к ним других противоправных деяний со стороны родителей (иных законных представителей).

Также авторы ПФЗ планируют расширить категории несовершеннолетних, которые могут быть помещены в ЦВС при ОВД. Сюда хотят включить тех, кто «совершил неоднократно (два и более раза) в течение одного года самовольные уходы из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных организаций (учреждений) или совершивших неоднократно (два и более раза) в течение одного года правонарушения, влекущие административную ответственность».

Однако в ст.13 120-ФЗ уже указано, что несовершеннолетние, самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из организаций для детей-сирот, круглосуточно принимаются в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, к числу которых ЦВС не относятся.

Общественная палата Тверской области выражает сомнение в целесообразности принятия законопроекта в данной редакции.

 

Председатель
Общественной палаты Тверской области

А.А. Бутузов