Главная Общественный контроль
Общественный контроль

Осуществление общественного контроля в 2015 году

Согласно закону «Об Общественной палате Тверской области» Общественная палата вправе осуществлять мероприятия в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Общественный контроль осуществляется Общественной палатой в форме обсуждения насущным проблем социально-экономического развития региона с приглашением руководителей профильных ведомств Правительства Тверской области.

В 2015 году на площадке Общественной палаты прошло обсуждение таких тем, как жилищно-коммунальное хозяйство региона, социальная политика, здравоохранение, культура и других.

Проблемы ЖКХ по-прежнему беспокоят население. В статистике обращений граждан, поступающих в Общественную палату, вопросы ЖКХ стоят на первом месте. Основной проблемой в сфере ЖКХ жители считают непрозрачность начисления платы, перерасчеты и дополнительные сборы, т.е. для общественности наиболее острыми проблемами являются требующее разъяснений повышение тарифов, работа управляющих организаций, новые правила капитального ремонта и плохое состояние домов.

На одном из заседаний Совета Общественной палаты Тверской области был рассмотрен вопрос организации переселения граждан из аварийного жилищного фонда и утверждения проектной документации жилых домов. С информацией на заседании выступил Министр строительства Тверской области А.В. Казаков.

Особое внимание при обсуждении было уделено вопросу выбора добросовестных подрядчиков, а также введению процедуры обязательного прохождения государственной экспертизы для строящихся жилых домов. Члены Общественной палаты высказали предложение больше внимания уделять работе с гражданами и согласованию проекта квартиры с будущими жильцами. Еще одной проблемой, выявленной при обсуждении темы, стало возведение жилых домов в городе Твери без разрешения на строительство. Консервация строительства домов без соответствующего разрешения должна происходить еще на этапе возведения фундамента. Чтобы приостановить стройку в десятидневный срок, нужно внести поправки на уровне региона в административное законодательство. Обладая правом законодательной инициативы, члены Общественной палаты предложили свою помощь в решении этой проблемы.

При рассмотрении вопроса использования и охраны лесов Тверской области на заседание Совета палаты был приглашен заместитель Министра лесного хозяйства Валерий Барышков. В ходе обсуждения был обозначен ряд проблем, касающихся охраны лесного фонда региона. Так, Тверская область входит в зону мониторинга лесных пожаров

с помощью наземного патрулирования. Подспорьем в этой работе служат беспилотные летательные аппараты. Однако радиус «беспилотников» составляет всего несколько километров, а наземное патрулирование на большой территории Тверской области не позволяет оперативно выявить очаг возгорания и предотвратить распространение огня. Решением проблемы могло бы стать включение региона в зону осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах с применением авиационной техники. Совет Общественной палаты в этой связи принял решение проанализировать законодательство в данной сфере и проработать вопрос о направлении в Общественную палату РФ соответствующих предложений. Вопрос был взят на контроль в Общественной палате РФ.

Кроме того, в Общественной палате вызвал обеспокоенность вопрос использования лесных насаждений, находящихся на землях сельхозназначения. Собственники, расчищая участки, вырубают молодые насаждения (60-80 лет), обходя стороной правила ухода за лесами и необходимость их восстановления. Совет Общественной палаты Тверской области принял решение проработать вопрос о законодательной инициативе в сфере регулирования использования лесных насаждений на землях с/х назначения.

Также в ходе дискуссии было отмечено, что агитация по правилам обращения с лесным фондом среди населения Тверского региона не дает желаемого эффекта. К этой работе было предложено подключить детские общественные организации, деятельность которых направлена на защиту леса. А Общественная палата, в свою очередь, рассмотрит возможность поддержки таких НКО.

2015 год – год подведения итогов развития системы здравоохранения: исполняется десять лет национальному проекту «Здоровье» и год программе по оптимизации системы здравоохранения. За десять лет государственные расходы на здравоохранение увеличились в три раза, была осуществлена модернизация отрасли. В результате уменьшилась смертность, увеличилась рождаемость и продолжительность жизни. Однако в 2014-2015 году появились сигналы ухудшения положения дел в системе здравоохранения.

Стартовавшая в 2014 году масштабная оптимизация системы здравоохранениянаходится под пристальным вниманием гражданского общества. Мониторинг оптимизации ведет и Общественная палата, и специализирующие на теме здравоохранения общественные организации. Пока оптимизация не привела к повышению эффективности и доступности медицинской помощи, а ее первые итоги оказались неутешительными.

В начале 2015 года на заседании Совета ОП были рассмотрены вопросы здравоохранения региона. Представители областного Правительства в своих информационных сообщениях сосредоточили внимание на основных направлениях модернизации сферы здравоохранения последних лет. Профильным ведомством был сделан акцент на диспансеризации населения, совершенствовании медицинской помощи матери и ребенку, повышении доступности высокотехнологичной медпомощи.

Проведена масштабная работа по улучшению качества и доступности медицинских услуг, а также удовлетворенности населения эффективностью предоставляемой помощи. Итоги модернизации сферы ощутили на себе еще не все жители области. По данным Министерства здравоохранения региона, почти у 50% населения качество предоставляемых медицинских услуг не вызывает удовлетворенности. Результаты социологического опроса, проведенного Уполномоченным по правам человека в Тверской области, показывают, что эта цифра значительно больше. Члены Совета Общественной палаты предложили применять в сфере здравоохранения контроль со стороны общественности, чтобы проверять факты, изложенные в жалобах граждан, и вносить рекомендации по повышению эффективности работы ведомства. В этих целях Общественная палата запланировала взять под общественный контроль одно из лечебных учреждений региона.

Также в ходе заседания, обсуждая вопрос модернизации работы «Скорой помощи», участники договорились рассмотреть возможность привлечения волонтеров общественных организаций для транспортировки пациентов и оказания иной помощи медицинским бригадам.

В течение года в Общественной палате продолжали принимать сигналы от населения. В числе популярных жалоб – обеспечение лекарствами. Для некоторых категорий они не менее важны, чем продукты питания. Стоит ли опасаться нашим гражданам дефицита пре-

паратов либо запредельного увеличения их стоимости, решили выяснить члены Общественной палаты. О мерах по сдерживанию цен на них шла речь на заседании Совета ОП, в котором приняли участие заместитель министра здравоохранения региона Евгений Беляев и начальник отдела организации и контроля фармацевтической деятельности министерства здравоохранения Татьяна Алейникова.

Мониторинг цен на лекарства регулярно осуществляет и министерство здравоохранения, и Росздравнадзор. Опасения граждан вполне понятны, но совершенно напрасны, отметили представители ведомства. Несмотря на то, что живем мы в рыночной среде, лекарственное

обеспечение – та сфера, на которую распространяется ценовое регулирование. Это регламентировано ФЗ №61 «Об обороте лекарственных средств». Однако это касается только тех препаратов, которые входят в перечень жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП). Утвержден перечень из 665 наименований международных непатентованных названий таких препаратов. А их торговых наименований более 19 тысяч. Кстати, с 1 марта вступают в силу поправки в перечень ЖНВЛП, он увеличится на 30 – 40%.

Цены на лекарства складываются из отпускной цены завода-изготовителя и оптово-розничной надбавки торговой точки. В регионах ЦФО они примерно одинаковы (разница варьируется от 10 до 12%). Предельно допустимый размер надбавки в регионе устанавливает Региональная энергетическая комиссия. Сегмент, который входит в перечень ЖНВЛП, составляет 75% фармацевтического рынка. Цены на оставшиеся 25% (причем это не только лекарства, но и изделия медицинского назначения) не регулируются государством и зависят, главным образом, от одного фактора: покупательского спроса. У пациентов есть выбор: купить дорогой препарат или более дешевый аналог. К тому же на тверском фармацевтическом рынке достаточно большая конкуренция, поэтому аптекам невыгодно слишком завышать цены.

Что касается льготных медикаментов, то цены на них остались на уровне прошлого года. В области насчитывается 126 429 льготников, обеспечение лекарствами которых осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов. Правительством области предусмотрено увеличение финансирования на 24% по сравнению с прошлым годом. Это составит 620 млн рублей. Таким образом, выяснилось, что недостатка в льготных лекарствах в области нет. Торги на поставку начались еще в августе 2014 года, а на складе есть достаточный запас необходимых медикаментов.

Вопросы социальной защиты населения были подняты членами Общественной палаты в ходе заседания Совета Общественной палаты с участием Министра социальной защиты населения Тверской области Елены Хохловой. Члены Совета Общественной палаты высоко оценили итоги реализации в регионе первого этапа Национальной стратегии действий в интересах детей. При обсуждении этой темы члены ОП договорились провести ряд дискуссионных площадок и круглых столов, посвященных защите прав детей и семьи, а также времяпрепровождению детей в неучебное время. Здесь стоит отметить, что в разговоре с Министром соцзащиты была обозначена такая проблема как использование «социальных такси», которыми на сегодняшний день укомплектованы все отделы социальной защиты в муниципальных образованиях Тверской области. По словам министра, транспорт используются на полную мощность, перевозя нуждающихся в лечебные и социальные учреждения региона и областного центра, а запись ведется на несколько дней вперед. В то же время многие заявки от граждан реализовать просто не представляется возможным. Так, инвалиды и ветераны просят помощи в посещении культурных, досуговых учреждений, мест захоронения родственников и прочее. Однако возможностей министерства на это уже не хватает. Члены Совета Общественной палаты предложили свою помощь в решении данной проблемы. Данный вопрос планируется обсудить с коллегами из муниципалитетов. Пока что альтернативой социальному такси видится лишь помощь неравнодушных граждан. В Общественной палате в этой связи была запущена акция «Подвезу ветерана».

В поле общественного контроля со стороны Общественной палаты попал в 2015 году и вопрос соблюдения миграционного законодательства иностранными гражданами и правил привлечения работодателями иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда. Эти проблемы продолжают стоять на повестке дня и требуют консолидированных усилий государства и общества.

В заседании Совета Общественной палаты Тверской области принял участие начальник УФМС России по Тверской области Виктор Крыхтин. Члены Общественной палаты сообщили руководителю ведомства о результатах проведенной в Палате «горячей линии», на которую принимались сообщения о нарушениях миграционного законодательства иностранными гражданами. Информация была взята на контроль УФМС России по Тверской области.

В ходе заседания обсуждалась миграционная ситуация на территории Тверской области, перспективы организации работы в сфере адаптации и интеграции мигрантов в российское общество. Члены Совета Общественной палаты выразили обеспокоенность по поводу очередей в подразделениях УФМС при подаче иностранными гражданами разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности. Для решения этой проблемы в Твери открыт Центр адаптации иностранных граждан, который расположился на улице Грибоедова. Здесь мигранты смогут не только получить помощь в нормализации взаимодействия с коренным населением, но и оформить необходимую разрешительную документацию. Таким образом, произойдет отток иностранных граждан из подразделений УФМС. Открытие Центра адаптации прошло в августе 2015 года.

В ходе обсуждения также были затронуты вопросы медицинского обслуживания прибывающих иностранных граждан и пресечения проживания нелегалов по так называемым «резиновым адресам». Стоит отметить, что подспорьем сотрудникам региональной миграционной службы стал Общественный совет, в состав которого вошли представители диаспор, а также члены Общественной палаты. Еще один острый вопрос был поднят в ходе заседания с участием Министра транспорта Тверской области Андрея Суязова. Обсуждение коснулось вопросов усовершенствования законодательной базы в сфере организации «заказных» перевозок. С данной проблемой большинство российских регионов столкнулось уже несколько лет назад: некоторые перевозчики, не способные выполнить требования законодательства, стали сознательно подменять понятие «регулярных перевозок» понятием «перевозки по заказу», не обращая при этом зачастую внимание на качество предоставляемой услуги. Минусы очевидны – увеличившееся количество дорожно-транспортных происшествий с участием заказных автобусов, угроза безопасности жизни пассажиров, нездоровая конкуренция и выдавливание с рынка перевозчиков, осуществляющих регулярные рейсы, непрозрачная система получения доходов и как следствие – уклонение от налогов. Перевозчики находят все новые и новые лазейки, пользуясь отсутствием усовершенствованной законодательной базы на федеральном уровне, которая регулировала бы не только договорные отношения перевозчиков и пассажиров, но и государственные полномочия по привлечению перевозчиков к административной ответственности. Введение лицензирования перевозок по заказу, наделение субъектов РФ полномочиями по регулированию и контролю за перевозками пассажиров в границах субъекта действительно смогли бы снять с повестки дня многие вопросы. ОП решила провести отдельное совещание для того, чтобы привлечь внимание населения к выбору качества предоставления транспортных услуг, а главное их легальности. Кроме того, члены ОП проработали вопрос направления в Государственную Думу Федерального Собрания РФ предложений по изменению действующего законодательства в части установления лицензирования автомобильных пассажирских перевозок в целях пресечения незаконных перевозок.

В ходе заседания была затронута тема благоустройства остановочных пунктов общественного транспорта и профилактики актов вандализма в отношении предметов городской инфраструктуры. Для выработки рекомендаций органам власти было предложено рассмотреть этот вопрос Общественной палате города Твери.

Наиболее оживленную дискуссию вызвала проблема обеспечения безопасности населения на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, поскольку в последнее время участились случаи гибели людей на несанкционированных железнодорожных переходах. Для решения данной проблемы необходимо строительство современных пешеходных мостов и тоннелей. Если говорить более локально, то на сегодняшний день самой проблемной точкой является переход от улицы Коминтерна в поселок Лоцманенко. Несмотря на то, что проход в данном месте запрещен, жители (причем, как правило, это безбилетники) продолжают пересекать железнодорожные пути, не задумываясь о последствиях. При этом, как показала проведенная Министерством проверка, никто из железнодорожников – ни сотрудники, ни охрана, даже не пытаются им препятствовать. Правительство Тверской области неоднократно обращало внимание руководства ОАО «РЖД» и начальника Октябрьский железной дороги на существующую проблему. В целях принятия мер прокурорского реагирования письмо направлено также в Прокуратуру Тверской области.

В 2015 году Общественная палата продолжила работу по основным вопросам, привлекающим серьезное внимание общественности и экспертного сообщества: развитие местного самоуправления, ЖКХ и социальной инфраструктуры.

9 июля Общественная палата провела встречу руководителей областных исполнительных органов государственной власти сферы ЖКХ с представителями некоммерческого сектора по актуальным вопросам в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Необходимость организации такой диалоговой площадки была выявлена в ходе проведения Форума некоммерческих организаций в июне 2015 года. Отвечая на вопросы участников Форума, губернатор Тверской области Андрей Шевелев большую часть времени посвятил разъяснению ситуации в сфере ЖКХ. В этой связи стало ясно, что необходим отдельный диалог населения с руководителями профильных структур – Министерства ТЭК и ЖКХ, Госжилинспекции и Региональной энергетической комиссии. Еще одной причиной для коммунального ликбеза стало изменение тарифов на жилищно-коммунальные услуги с 1 июля 2015 года. Делегаты от муниципальных образований Тверской области, лидеры некоммерческих организаций, работающих в сфере ЖКХ, руководители УК, ТСЖ, жители многоквартирных домов на прошедшей встрече смогли адресно задать чиновникам интересующие вопросы. Волнуют население, в первую очередь, суммы в квитанциях за предоставляемые коммунальные услуги, организация теплоснабжения, содержание домов, и в частности проведение капитального ремонта. Отдельный блок вопросов был посвящен реализации программы по переселению из аварийного жилья. Для Общественной палаты было важно выявить болевые точки, которые требуют вмешательства общественности, правоохранительных и надзорных органов. Очевидно, что населению не хватает юридической грамотности – весь массив нормативных правовых актов изучить тяжело. Для правового просвещения граждан следует активнее выпускать памятки, делать доступной информацию на сайтах органов власти.

Вопросы граждан не оставались без внимания чиновников: по многим из них сразу же давались разъяснения, кому-то было предложено составить письменное обращение, а коллективные жалобы были взяты на контроль ведомств.

В продолжение темы в Общественной палате Тверской области прошло обсуждение деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ в 2015 году и хода подготовки жилищного фонда к зиме 2015-2016 гг. Инициатором дискуссии выступила Комиссия по вопросам общественного контроля в сфере ЖКХ Общественной палаты под председательством Юрия Серковского. Поводом для заседания стали многочисленные обращения граждан. В частности, в адрес Общественной палаты поступило обращение от жителей города Кимры, в котором выражается недовольство работой местной управляющей компании «ВЖКУ». Непрозрачность деятельности УК, отсутствие обратной связи с населением, необоснованность тарифов и начисления платежей, хамство со стороны руководства – и это неполный перечень претензий жителей к своей управляющей компании.

На заседание круглого стола пригласили чиновников и общественников, правозащитников, чтобы узнать реальную ситуацию на рынке услуг сферы ЖКХ, какая работа ведется с управляющими компаниями со стороны Правительства Тверской области и администрации регионального центра.

В мероприятии приняли участие начальник Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Татьяна Атаева и замначальника департамента ЖКХ Администрации г. Твери Татьяна Булыженкова. Для обсуждения вопроса также были приглашены члены и эксперты Общественной палаты, руководители общественных организаций сферы ЖКХ Тверской области.

В целом, ГЖИ ведется планомерная работа по упорядочиванию деятельности управляющих компаний, повышению уровня их квалификации. По словам Татьяны Атаевой, вызывает опасение тот факт, что УК до сих пор не заключают договора с ресурсоснабжающими организациями, остро стоят вопросы раскрытия информации о деятельности УК, их плановой подготовки к зимнему периоду. Это мнение подтвердила и Татьяна Булыженкова, отметив, что в новых условиях управляющие компании продолжают гнаться за прибылью, наращивая количество обслуживаемых домов, и совершенно забывая о качестве предоставляемых услуг. Готовить сани летом УК также не

хотят. Выяснилось, что в середине лета 2015 года, к зиме было подготовлено лишь 25% жилого фонда города.

В ходе обсуждения общественники уделяли много внимания работе недобросовестных УК. Однако была замечена и обратная сторона медали – большинство собственников квартир не принимают никакого участия в управлении домом, что «развязывает руки» некоторым руководителям УК. Разобраться в хитросплетениях ЖКХ простым гражданам подчас сложно. Но на помощь готовы прийти общественные организации, такие как, Тверская региональная ассоциация ТСЖ и ЖСК (СК), «Качество жизни», «Все дома», «Союз правозащитников и потребителей», «Тверской управдом» и многие другие.

Оперативно реагируют на обращения граждан Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, департамент ЖКХ Администрации города Твери. В этой связи, грамотная организация союза жильцов, их активность и общественный контроль – залог эффективного управления домом.

Говоря о сфере ЖКХ, стоит упомянуть об обращении в Общественную палату Тверской области, которое поступило от А.В. Козлова, председателя Общественного совета при Главе Старицкого района. В нем были изложены проблемные вопросы ЖКХ муниципалитета и предложены пути решения некоторых из них. Обращение содержит предложения по восстановлению полномочий и ответственности муниципалитетов за содержание жилого фонда, воссозданию районных (межрайонных) проектно-конструкторских бюро, специализирующихся на проектировании и ремонте объектов ЖКХ, изменению конкурсной процедуры на проведение ремонтных работ, изменению расчета оплаты вывоза ТБО и тарифов на транспортировку энергоресурсов по общедомовым сетям. Особое внимание в обращении уделено благоустройству и содержанию придомовых территорий.

Общественный совет предлагает возложить ответственность за внешний вид территорий населенных пунктов на муниципалитеты, установив для граждан единый для муниципалитета налог или сбор.

Председатель Комиссии по вопросам общественного контроля в сфере ЖКХ Общественной палаты Тверской области Ю.В. Серковский провел встречу с А.В. Козловым. В обсуждении обращения принял участие глава Старицкого района С.Ю. Журавлев. В целом, предложения по совершенствованию законодательства в сфере ЖКХ были признаны целесообразными. Как отметил Юрий Серковский, каждый пункт обращения должен быть детально проработан общественностью Старицкого района. Итогом этой деятельности может стать законодательная инициатива, правом которой обладает Общественная палата Тверской области.

***

Особой формой общественного контроля выступают приемы граждан, позволяющие фиксировать тревожные сигналы от граждан и принимать меры для реагирования органов власти и решения системных проблем.

Приемы граждан в Общественной палате реализуются в форме консультаций, проводимых студентами старших курсов, преподавателями юридического факультета Тверского государственного университета, членами Общественной палаты Тверской области и должностными лицами органов государственной власти.

Благодаря таким организованным приемам в Общественной палате Тверской области, гражданам, нуждающимся в правовой поддержке и защите, оказывается бесплатная помощь в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также дают подробные разъяснения о порядке обращения в судебные инстанции, органы государственной власти и местного самоуправления.

В 2015 году в Общественную палату Тверской области поступило 80 обращений граждан, из них 7 обращений поступило от объединений граждан (коллективные).На личном приеме в Общественной палате принято 19 граждан.

Основная масса обращений поступила в Общественную палату от жителей города Твери – 57, из городов и районов области – 17: Андреапольский (3), Бежецкий (1), Вышневолоцкий (2), Калининский (3), Кашинский (1), Конаковский (2), Краснохолмский (1), Осташковский (1), Ржевский (1), Фировский (2). Из других регионов России в интересах граждан, проживающих в Тверской области – 6 (Белгород, Владимир, Москва,

Санкт-Петербург, Хабаровск).

В подавляющем большинстве обращений содержатся просьбы о помощи в решении тех или иных проблем, жалобы, заявления, запросы юридической или финансовой помощи. Наиболее актуальными вопросами, обозначенными в письмах граждан, являются недовольство населения стоимостью и качеством предоставления услуг ЖКХ, деятельностью управляющих компаний – 16,3% (в 2014 году данный процент составлял 21,7% от общего числа жалоб), а также недовольство работой отдельных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, судебных правоохранительных органов, прокуратуры – 17,5% (против 3,2% в 2014 году). Граждане по-прежнему сообщают об отсутствии обратной связи с руководством управляющих компаний, о невозможности оперативного решения возникших проблем, решение которых затягивается на неоправданно долгий срок. 15% от общего числа обращений (в 2014 году – 6,5%) являются жалобами на уровень социального обеспечения населения или содержат просьбы граждан разъяснить порядок получения той или иной социальной услуги (льготы). Заявителей также интересуют вопросы консультационного характера по юридической тематике, в частности, порядку выплаты алиментов, восстановления документов и оформления завещания – 10% (в 2014 году – 7,5%). Такой же процент составляют письма, в которых просят обратить внимание на состояние детских площадок и придомовых территорий (10%).

По сравнению с 2014 годом на 2% увеличилось число жителей, недовольных транспортным обслуживанием и состоянием дорог (6,25%), а также граждан, заинтересованных в улучшении жилищных условий, процент обращения которых составил 10% (в 2014 году – 2,6%). При этом половина относящихся к последней категории писем связана с программой аварийного переселения граждан.

Поступали также жалобы на работу организаций – 6,25% (в 2014 году – 4,3%). Кроме того, граждан волнуют вопросы общего экономического состояния России, характер межличностных отношений в семье.

Анализ работы с обращениями граждан в палате показывает, что 68,75% обращений направлены для рассмотрения в соответствующие органы исполнительной власти, органы прокуратуры, организации. На остальные обращения (31,25%) даны соответствующие разъяснения, рекомендации, предоставлены необходимые документы для дальнейшего решения вопросов заявителей в порядке, установленном законодательством.

Дано большое количество юридических консультаций по вопросам трудового законодательства, земельным и имущественным отношениям и т.д.

Из всех обращений, направленных за отчетный период для рассмотрения в соответствующие органы исполнительной власти, органы прокуратуры, организации, в органы государственной и муниципальной власти направлено 63,6% обращений, из которых 97,2% содержат контрольную формулировку (т.е. просьбу уведомить Общественную палату Тверской области о принятом решении по обращению). В настоящее время ответ получен по 82,3% контрольным письмам.

По содержанию ответы распределились следующим образом: 28,57% ответов – вопрос решен или приняты меры по его решению; 39,29% ответов – гражданам даны необходимые разъяснения о возможностях или путях решения поставленных вопросов; 32,14% – факты не подтвердились.

В процессе рассмотрения обращений граждан компетентными органами при контроле со стороны Общественной палаты Тверской области и ее членов принимались меры различного характера. Контрольная функция Общественной палаты в данном случае не подразумевает пересмотр или отмену решений, принятых компетентными органами, а заключается в том, чтобы обратить внимание вышестоящих должностных лиц или непосредственно руководителей данных органов на нарушение прав граждан, несоблюдение тех или иных норм законодательства.

Житель деревни Горютино Калининского района Тверской области обратился по причине возникающих в транспортном обслуживании деревни маршрутными такси №№19, 35 проблем после 19 часов вечера. Заявитель сообщал, что добраться из города Твери до поселка Сахарово и близлежащих населенных пунктов практически невозможно.

В результате обращения Общественной палаты Тверской области в администрацию города Твери, выяснилось, что работа по заключению договора с новым перевозчиком на организацию перевозок по маршруту №35 уже ведется. Информация о несоблюдении расписания хождения автомобильного транспорта общего пользования после 19 часов была также доведена до перевозчиков маршрута №19, а также администрации было предписано усилить контроль за выполнением расписания водительским составом в вечернее время.

В Общественную палату обратились инициаторы инвестиционного проекта «Туристско-рекреационный комплекс «Рогово», реализуемого в дер. Щеколдино-Вазувского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, с просьбой поддержать реализацию проекта и выяснить причины повышенного административного контроля со стороны соответствующих органов государственной власти.

Проект предусматривает возведение оздоровительного комплекса на 250 человек, обладает социальной, экономической и культурной привлекательностью. При этом на момент рассмотрения обращения в отношении инициаторов проекта с 2012 года контролирующими органами было проведено 23 проверки.

По инициативе Общественной палаты и с учетов информации, представленной членами Общественной палаты Тверской области после посещения комплекса «Рогово», проблема реализации проекта обсуждалась на заседании Общественного совета при Главе Зубцовского района. По итогам заседания был сделан вывод о возможности осуществления проекта, что было также подтверждено Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области.

В Общественной палате рассмотрели проблему регулярного взимания денежных средств администрацией МДОУ «Детский сад № 148» и родительским комитетом на нужды детских групп. За соответствующими разъяснениями Общественная палата Тверской области обратилась в Министерство образования Тверской области.

Как позже выяснилось, в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе оказывать образовательной организации благотворительную помощь, но непременным условием осуществления благотворительной деятельности должен являться принцип добровольности.

В связи с этим материальная и иная помощь образовательному учреждению может оказываться родителями (законными представителями) детей только на добровольной основе, и требования об оказании родителями благотворительной помощи в принудительном порядке незаконны. В случае обсуждения вопросов осуществления родителями благотворительной деятельности на заседании родительских комитетов, их решения могут носить исключительно рекомендательный характер как для администрации, так и для родителей.

По результатам проведенной Министерством образования служебной проверки руководству детского сада было рекомендовано усилить контроль за деятельностью родительской общественности в группах.

Вышедшие на пенсию жительницы города Твери обратились в Общественную палату Тверской области с просьбой о помощи в определении размеров начислений по земельному налогу.

Общественная палата Тверской области в целях получения разъяснений компетентных органов обратилась за консультацией в Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области. По результатам рассмотрения обращения Общественной палатой Тверской области было проведено совещание с участием представителей Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области, Управления Росреестра по Тверской области, экспертов по вопросу установления размера налога на имущество физических лиц и земельного налога в целях привлечения внимания общественности к проблеме уплаты налогов пенсионерами. Данный вопрос будет также освещен при составлении итогов мониторинга уровня благополучия населения Тверской области.

Обратившаяся в Общественную палату Тверской области студентка Кашинского техникума интересовалась возможностью получения жилья, в частности жилья на территории города Твери, после окончания высшего учебного заведения, т.к. дом родителей, расположенный в дер. Щербово Сандовского района Тверской области, был непригоден для проживания. Заявительница, относящаяся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, на момент обращения в Палату проживала в общежитии города Кашина.

Общественная палата Тверской области разъяснила заявительнице дальнейшие действия по защите ее жилищных прав, а также, считая необходимым помочь подростку быстрее адаптироваться в обществе, оказала содействие в трудоустройстве заявительницы.

В Общественную палату не раз обращались с вопросами жители, недовольные качеством работы управляющих компаний. По поручению председателя комиссии Общественной палаты Тверской области по вопросам контроля в сфере ЖКХ и градостроительства проводились выездные проверки с участием независимых экспертов и организовывались встречи с участием заявителей и представителей управляющих компаний и контролирующих органов власти.

Деятельность Общественной наблюдательной комиссии Тверской области

Председатель - Воробьев В.В.

Общественная наблюдательная комиссия второго состава утверждена в ноябре 2011 года в количестве 7 человек. Так как основной костяк комиссии остался прежним, то она в полной мере использовала накопленный опыт. За прошедшие годы находящиеся в местах принудительного содержания лица хорошо осведомлены о том, что ни одно обращение в ОНК не остается без ответа. Об этом свидетельствует ежегодное увеличение обращений. Так, в 2012 году поступило 95 писем из мест заключения, не считая обращений при посещении учреждений. По каждому из них проводилась проверка, направлялись запросы в различные организации. По жалобам, требующим выработки единого мнения или имеющие общественный резонанс, проводились заседания ОНК с приглашением работников Прокуратуры, УМВД, УФСИН, корреспондентов СМИ, на которых вырабатывались предложения в адрес руководителей учреждений.

Члены комиссии регулярно принимали участие в работе комиссий по условно-досрочному освобождению. Направлялись письма в адрес судов. По инициативе ОНК в июле было проведено расширенное заседание круглого стола с участием председателей городских и районных судов, руководителей колоний и следственных изоляторов, руководителей областных ведомств региональной безопасности, социальной защиты, по труду и занятости населения, областной прокуратуры, областного суда, УМВД и УФСИН, УФМС, центра социальной реабилитации.

В ходе круглого стола были высказаны конкретные предложения в адрес областных органов власти и Государственной Думы РФ по совершенствованию законодательной базы. Все предложения обобщены и направлены в соответствующие инстанции.

Члены комиссии регулярно принимают участие в заседаниях Общественных советов при УМВД и УФСИН по Тверской области.

Большое внимание уделялось информации в сети Интернет по вопросам нарушения прав человека.

Неоднократно члены комиссии выезжали по проверке этой информации, беседовали с осужденными, профилактировали возможные проявления неповиновения и массовых беспорядков. Как правило, эти вопросы в дальнейшем стояли на контроле и при необходимости осуществлялись повторные выезды и беседы. Такие неоднократные выезды были в ИК-1, ИК-7, областную больницу УФСИН, СИЗО-1.

В истекшем году работа, проводимая комиссией, более широко освещалась в средствах массовой информации. Это стало возможным благодаря тому, что в составе комиссии есть профессиональный журналист.

Члены комиссии принимают участие во всех проводимых Общественной палатой РФ семинарах и совещаниях по вопросам работы ОНК.

В день выборов в Государственную Думу 04.12.2011г. и выборов Президента РФ 04.03.2012г. члены комиссии проверяли соблюдение избирательных прав арестованных в СИЗО и ИВС.

Следует отметить, что активность отдельных членов комиссии снижается. Активно работают всего 3 человек. Это связано с объективными причинами. Организация проверок, жалоб и обращений осужденных и обвиняемых связаны с выездом в места принудительного содержания, что требует финансовых затрат, личных средств членов комиссии. В конце 2012г. на средства ООО «Совет ОНК» приобретены ноутбук и принтер.

Взаимодействие Общественной палаты Тверской области с муниципальными общественными палатами (общественными советами) и с общественными советами при исполнительных органах государственной власти Тверской области

Общественная палата активно содействовала процессу формирования и функционирования общественных палат (общественных советов) муниципальных образований Тверской области.

При участии региональной палаты в 2012 году было завершено создание общественных палат (общественных советов) во всех городских округах и муниципальных районах области.

По состоянию на 01.01.2013 действовали пять общественных палат (гг. Тверь, Ржев, Вышний Волочек, Осташковский и Удомельский районы) и 38 общественных советов.

Общественная палата Тверской области оказывает необходимую информационную и методическую поддержку членам общественных палат (общественных советов) муниципальных образований.

Так, состоялись «Дни Общественной палаты Тверской области» в городе Ржеве и Удомельском районе. В повестку Дня Общественной палаты в городе Ржеве, предложенную членами городской Общественной палаты, были  вынесены важные для горожан вопросы безопасности, предупреждения пожароопасных ситуаций, модернизации здравоохранения, организации летнего отдыха детей города Ржева и Ржевского района.

В обсуждении данных назревших вопросов приняли участие руководители города и района, члены Общественной палаты г.Ржева, руководители местных правоохранительных органов и учреждений. Были выработаны планы совместных действий по всем основным проблемам, в том числе по ремонту здания стоматологической поликлиники, развитию материальной базы загородного оздоровительного центра «Зарница».

День Общественной палаты в Удомельском районе был в основном посвящен совместному заседанию членов Совета палаты с депутатами Законодательного Собрания Тверской области по вопросу усиления роли общественности в обеспечении экологической безопасности на территории Верхневолжья.

Кроме того, с представителями общественного актива и руководителями социальных служб города и района были обсуждены вопросы профилактики детского сиротства, состоялось посещение Удомельского детского дома, знакомство с условиями жизни его воспитанников, оказана благотворительная помощь для нужд учреждения.

В течение года проведены два учебно-методических семинара для руководителей местных общественных палат и советов (май, декабрь), а в ноябре для них был организован специальный семинар-совещание по обмену опытом работы.

Темы семинаров затрагивали вопросы правоприменения в сфере некоммерческого сектора, форм и методов гражданского участия в управлении территориями, практики социального проектирования. Перед участниками семинаров выступали руководители управления общественных связей Правительства Тверской области, члены Общественных палат РФ и Тверской области, ученые юридического факультета Тверского государственного университета.

В частности, с основным докладом на тему: «Правовое регулирование участия населения в решении социально-экономических проблем муниципальных образований» на семинаре-совещании выступила доктор юридических наук, заведующая кафедрой конституционного, административного и таможенного права ТвГУ, эксперт Общественной палаты Тверской области Антонова Н.А.

Для участия в организации и проведении учебы председателей общественных палат  и общественных советов были также привлечены известные российские специалисты по вопросам теории и практики общественных отношений, в том числе член Общественной палаты РФ Милославская Д.И. и ведущий эксперт, автор «Портала-НКО» Зверев А.В.

Представители муниципальных общественных палат и советов регулярно направляли в региональную палату необходимую аналитическую информацию о состоянии дел в различных сферах жизни муниципалитетов, участвовали в организации ряда опросов и социологических исследований, проводимых Общественной палатой Тверской области, в рассмотрении обращений граждан, приглашались для участия в наиболее важных областных мероприятиях.

В информационном «Вестнике» Общественной палаты периодически публикуются материалы об их деятельности.

В прошлом году при исполнительных органах государственной власти Тверской области действовали общественные советы при 12 областных министерствах из 14, при 7 главных управлениях из 9, при всех трех комитетах и двух отделах Тверской области.

Не созданы общественные советы при министерстве финансов и министерстве по обеспечению контрольных функций, а также при Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области.

Общественный совет при Минсельхозе по согласованию с Главным управлением «Государственная инспекция по ветеринарии» и «Главным управлением «Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники» распространяет свое влияние и на данные управления.

В целях обеспечения реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Общественная палата проанализировала эффективность деятельности общественных советов, созданных при исполнительных органах государственной власти Тверской области.

В информации, направленной в Правительство Тверской области было отмечено, что, несмотря на непродолжительный период функционирования отраслевых общественных советов, многие из них приступили в 2012 году к активной практической работе.

Прежде всего, это относится к общественным советам при Министерствах сельского хозяйства, лесного хозяйства, транспорта, здравоохранения, образования, отделе ЗАГС и архивном отделе.

Наряду с обсуждением вопросов, касающихся текущей деятельности, данные советы рассматривают важные вопросы развития отраслей, дают по ним конкретные предложения и рекомендации руководству с учетом широкого общественного мнения.

Вместе с тем, Общественная палата Тверской области обращает внимание на то, что в работе общественных советов слабо прослеживается стремление к взаимодействию с общественными советами муниципальных образований, коллегами из других отраслей, с представителями государственных контрольно-надзорных органов, с депутатами, профильными НКО и комиссиями Общественной палаты Тверской области.

Участие Общественной палаты в осуществлении общественного контроля

Общественная палата в своей деятельности по организации общественного контроля в сфере государственного управления социально-экономическими процессами в регионе активно использовала такие положительно зарекомендовавшие себя формы, как общественная экспертиза  проектов законов, иных нормативных правовых актов Тверской области, предложения и рекомендации в адрес органов власти по итогам проведения заседаний палаты, круглых столов, общественных слушаний, «горячих линий», представление руководству региона Ежегодного доклада  «О состоянии гражданского общества  в Тверской области».

Кроме того, в прошлом году в этих же целях более регулярно и результативно осуществлялись  рабочие контакты руководителей и членов палаты с представителями Правительства области, региональных министерств и ведомств, депутатами Законодательного Собрания Тверской области.

Члены палаты постоянно присутствуют и выступают с предложениями на заседаниях различных комиссий и рабочих групп при Правительстве области, на заседаниях постоянных комитетов в Законодательном Собрании.

Для обеспечения более тесного сотрудничества гражданских институтов с областными государственными структурами в решении задач социально-экономического развития региона Общественной палатой заключены Соглашения о взаимодействии с Законодательным Собранием Тверской области, Главным федеральным инспектором в Тверской области, Прокуратурой Тверской области, Уполномоченным по правам человека в Тверской области, Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций, территориальным органом федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Тверской области.

Конкретной формой общественного контроля  стали проводимые Общественной палатой выездные рейд-проверки. Так, в летний период прошлого года в рамках программы «Тверь – территория здорового образа жизни» состоялись проверочные мероприятия членов палаты совместно с сотрудниками полиции на предмет: соблюдается ли в местах массового отдыха областного центра, объявленных «зонами трезвости», законодательство о запрете на распитие алкогольных напитков?

А в октябре члены Общественной палаты  с участием наряда ГИБДД провели общественный рейд по парковочным местам  в г.Твери, адаптированным для транспортных средств инвалидов в соответствии с областной программой  «Доступная среда».

Выездные контрольные мероприятия были также проведены в Лесном и Старицком районах (по вопросам эффективности реформы МВД), в Рамешковском районе (по поводу условий для развития малого бизнеса).

О результатах проведенных акций, о выявленных нарушениях и недостатках были проинформированы все заинтересованные властные государственные структуры и соответствующие органы местного самоуправления.

Одним из самых масштабных контрольных мероприятий прошлого года стала горячая линия «Здравоохранение Тверской области», организованная в период с 25 июня по 01 сентября. За это время в Общественную палату поступило 182 обращения. Из них 130 – из г.Твери, 9 – из Калининского района, 6 – из г.Вышнего Волочка, 6 – из г.Удомля и Удомельского района, 5 – из г.Бологое, до 5 звонков из г.Кашина, г.Кимры, Нелидовского района, Осташковского, Калязинского, Лихославльского, Конаковского, г.Ржева и Ржевского района, Весьегонского, Сонковского, Бельского, Кувшиновского районов. По одному обращению поступило от жителей Москвы и Санкт-Петербурга.

Большинство обращений – консультации по вопросам льгот, оформления больничных листов, жалобы на отсутствие необходимых лекарственных препаратов в аптеках, трудности с получением высокотехнологичной медицинской помощи.

Большое количество обращений граждан получили свою практическую реализацию путем оперативного взаимодействия членов и экспертов палаты с работниками Министерства здравоохранения и медучреждений.

По итогам данной горячей линии была проведена специальная пресс-конференция в редакции газеты «Тверские ведомости», в которой приняли участие председатель Общественной палаты Туманова Л.В. и члены палаты Андрианова И.В. и Самойленко Н.В.

Согласно решению Общественной палаты общая координация деятельности палаты по вопросам общественного контроля была возложена на специальную межкомиссионную рабочую группу под руководством члена палаты Пешехонова Д.В. Однако, по причине большого объема работы, а также безынициативности данного руководителя рабочей группы, функции координации пришлось взять на себя руководству палаты и аппарату.

Поэтому, на последнем заседании Совета Общественной палаты принято решение о ликвидации межкомиссионной рабочей группы по разработке и внедрению форм общественного контроля (руководитель Пешехонов Д.В.) и создании трех профильных межкомиссионных рабочих групп:

- межкомиссионная рабочая группа по общественному контролю в сфере ЖКХ (руководитель Михайлов А.В.);

- межкомиссионная рабочая группа по организации общественного мониторинга эффективности выполнения в регионе социальных задач, обозначенных в Указах Президента РФ от 07.05.2012 (руководитель Григорьев Л.Г.);

- межкомиссионная рабочая группа по общественному контролю за реализацией региональной политики в сфере социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, многодетных и замещающих семей (руководитель Мирошниченко В.Г.).