Главная ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ Экспертные заключения Экспертное заключение к публичным слушаниям об исполнении областного бюджета Тверской области за 2017 год
Экспертное заключение к публичным слушаниям об исполнении областного бюджета Тверской области за 2017 год

Представленный для обсуждения материал об исполнении областного бюджета Тверской области за 2017 год ориентирован на формат «Бюджета для граждан» и позволяет получить детальную, структурированную информацию, отражающую направления и особенности управления общественными финансами в Тверской области в 2017 г.

Использование сопоставления данных 2017 г. с данными по исполнению бюджета в 2016 г. позволяет четко выделить позитивные и негативные изменения как в социально-экономическом состоянии Тверской области, так и в реализации бюджетного процесса, реализуемого на территории региона.

Несомненными положительными изменениями при управлении общественными финансами в Тверской области в 2017 г. можно считать:

- Рост налоговых и неналоговых доходов бюджета, что характеризует улучшение деловой активности на территории (повышение финансовых результатов - в частности, рост налога на прибыль организаций с темпом роста 116% - и налогооблагаемой базы компаний);

- Увеличение в 2,7 раза (на 2 092 млн. руб) финансовой помощи муниципальным образованиям Тверской области, что позволяет сгладить дифференциацию в развитии территорий внутри региона и улучшить инфраструктуру предоставления государственных и муниципальных услуг населению (в первую очередь средства пошли на капитальный ремонт дорог, строительство школ, переселение из ветхого и аварийного жилья и т.п.);

- Проводимая политика реструктуризации государственного долга позволила более чем в 2 раза в 2017 году уменьшить расходы на его обслуживание (2016 год – 954 млн руб., 2017 год – 409 млн руб.), что существенно снизило отвлечение финансовых средств от использования их на управление развитием региона.

Однако из отчета, могут быть выявлены следующие проблемные моменты в управлении общественными финансами Тверской области в 2017 г.:

- Исполнение бюджета по расходам осуществлено только на 92%, что означает не оперативность реагирования органов власти (в частности, главных распорядителей бюджетных средств) на изменение условий или социально-экономической ситуации в регулируемой сфере/отрасли/комплексе. Это связано с не детализированной проработкой в государственных программах Тверской области раздела мониторинга за реализацией государственных программ. Своевременное выявление отклонений от плановых показателей, оперативность внесения изменений способны сделать управление общественными финансами в области более результативным.

- Высок уровень недоимки по региональным налогам (2 800 млн. руб.), что требует активных совместных действий как со стороны Правительства Тверской области, так и со стороны налоговых служб по повышению собираемости налогов или актуализации информационной базы налогоплательщиков и существующих налоговых задолженностей (наибольший объем недоимки – по транспортному налогу).

- Достаточно высока доля неиспользованных бюджетных средств из-за невыполнения работ по заключенным контрактам (1 831 млн. руб.), что требует повышения внимания к условиям, включаемым в заключаемые контракты и к процедурам контроля за их исполнением.

 

Лапушинская Галина Константиновна,
руководитель Рабочей группы Общественной палаты Тверской области по социальной политике, д.э.н., профессор