110 лет
14 декабря 2013
14.12.1903, г. Клин Московской обл. — 19.04.1963, г. Москва.
Командующий 3-й воздушной армией Калининского фронта, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза (19.04.1945).
Опыт боевых действий 1941—1942 годов показал, что передача каждой общевойсковой армии одной-двух авиационных дивизий приводит к распылению усилий Военно-воздушных сил и практически исключает централизованное управление и массированное применение авиации во фронтовых операциях. В мае 1942 года в организационную структуру фронтовой авиации были внесены изменения: все авиационные части и соединения, действовавшие в составе общевойсковых армий и фронта, сводились в одно оперативное объединение — воздушную армию. Было создано 17 воздушных армий фронтовой авиации.
3-ю воздушную армию сформировали на базе ВВС Калининского фронта. Первоначально в ее состав вошли пять авиадивизий: 209-я, 210-я, 256-я истребительные, 212-я штурмовая и 211-я бомбардировочная. Боевые действия 3-я воздушная армия начала в оборонительной операции в районе города Белого в июле 1942 года. Затем она участвовала в ноябре 1942 —январе 1943 года во Второй Ржевско-Сычёвской и Великолукской операциях, а в феврале 1943 года ряд её соединений привлекался для поддержки войск Северо-Западного фронта при ликвидации Демянского плацдарма противника.
В дальнейшем в составе Калининского фронта (20 октября 1943 г. переименован в 1-й Прибалтийский) 3-я воздушная армия принимала участие в Смоленской, Невельской, Городокской, Белорусской и Прибалтийской наступательных операциях. В феврале 1945 года она перебазировалась на кёнигсбергское направление, вошла в оперативное подчинение командования 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта и участвовала в Восточно-Прусской наступательной операции. 5 мая 1945 года 3-я воздушная армия была передана в оперативное подчинение командования войсками Ленинградского фронта и совместно с 15-й воздушной армией принимала участие в блокаде группировки противника на Курляндском полуострове.
Всего за войну её экипажи совершили около 200000 самолётовылетов, тысячи её воинов награждены орденами и медалями, многие лётчики удостоены звания Героя Советского Союза, а Ивану Павлову и Алексею Смирнову, уроженцу Рамешковского района Тверской области, это звание присвоено дважды.
С первых дней существования 3-й воздушной армии и до Дня Победы одной из самых видных фигур в ней был Николай Филиппович Папивин, выросший в её составе от командира дивизии до командующего армией.
Он родился 14 декабря 1903 года в городе Клин нынешней Московской области, детство и юность провёл в деревне Голяди неподалёку от Клина. Окончив сельскую школу, он работал на фабрике Высоковской текстильной мануфактуры в Клинском уезде, а затем — ремонтным рабочим на железнодорожной станции Клин.
В декабре 1920 года Николая призвали в Красную Армию, и он служил в железнодорожных войсках, был политруком батальона. Оставшись в кадрах, Папивин окончил 1-ю Объединённую военную школу им. ВЦИК в Москве, служил в Украинском военном округе: командовал взводом, был помощником командира пулемётной роты.
С 1927 года и до конца жизни он был связан с Военно-воздушными силами СССР. Николай Филиппович последовательно окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, и 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, служил в строевых частях ВВС Белорусского военного округа лётчиком, командиром звена, командиром и военкомом отдельного авиаотряда.
Окончив в 1933 году Курсы усовершенствования начальствующего состава при Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского (её начальником был тогда уроженец Весьегонского уезда комкор Александр Тодорский), Папивин командовал отдельным корпусным авиаотрядом, легкобомбардировочной авиаэскадрильей, был помощником командира легкобомбардировочной авиабригады в Белорусском особом военном округе. В августе 1939 года он становится командиром 65-й легкобомбардировочной авиабригады, а через год — командиром 1-й резервной авиабригады в Орловском военном округе.
В этой должности Николай Филиппович встретил начало Великой Отечественной войны. 29 октября 1941 года ему присвоили звание генерал-майора авиации. Когда в мае 1942 года были сформированы воздушные армии, то Папивин получил назначение на должность командира 210-й истребительной авиадивизии, созданной на базе управления ВВС 4-й ударной армии Калининского фронта, незадолго перед этим блестяще завершившей в своей полосе Торопецко-Холмскую наступательную операцию.
Буквальной через месяц его дивизия была преобразована в 264-ю штурмовую и вошла в 5-й штурмовой авиакорпус генерал-майора Николая Каманина в составе той же 3-й воздушной армии генерал-майора Михаила Громова на Калининском фронте. Дивизия сделала максимум возможного во время Первой Ржевско-Сычёвской наступательной операции летом и в начале осени 1942 года, ведя штурмовку вражеских объектов, железнодорожных узлов, эшелонов, колонн боевой техники и живой силы — как в районе линии фронта, так и в тылу противника. Так, 4 августа по опорным пунктам противника Тимофеево, Галахово, Мартюково, где он оказывал наиболее упорное сопротивление войскам Калининского фронта, одновременно наносили удары от 20 до 40 штурмовиков 212-й и 264-й штурмовых авиадивизий. Они бомбили артиллерийские и миномётные батареи. В боях за Волгу в районе Ржева авиация противника проявляла высокую активность. Но наши лётчики-штурмовики и истребители умело отражали нападения групп вражеских самолётов, становились в круг, надёжно защищая друг друга. Применялись новые тактические приёмы во время прикрытия штурмовиков и бомбардировщиков. Выделялись группы непосредственного прикрытия и ударная группа.
По завершении этой операции Николай Филиппович был назначен 16 сентября 1942 года заместителем командующего 3-й воздушной армией. В этой должности он много сделал для обеспечения успешных действий нашей авиации под Белым (операция «Марс») и особенно под Великими Луками.
Немало сведений о действиях лётчиков на Калининском фронте приведено в книге Пантелеймона Анищенкова и Василия Шуринова «Третья воздушная» (1984). Вот фрагмент из неё, посвящённый событиям той зимы и Великолукской операции: «Сюда было перенацелено пять авиационных дивизий: одна бомбардировочная, две штурмовые и две истребительные. Противник прилагал усилия к тому, чтобы деблокировать окружённый гарнизон в Великих Луках. Он увеличил и авиационную группировку. Бои на земле и в воздухе разгорелись с новой силой. В ноябре 1942 г. на Калининский фронт на новых самолётах Як-7б вернулся 1 гвиап. Он влился в 2 иак и поддерживал сухопутные войска, наступавшие севернее Великих Лук… После перегруппировки войск 3-я ударная армия возобновила наступление. Над Великими Луками с утра до ночи раздавалась канонада, и стоял беспрерывный гул моторов. Советские воины всё плотнее и плотнее сжимали кольцо окружения. 2 января 1943 г. Совинформбюро сообщило: «В результате решительного штурма наши части овладели городом и железнодорожным узлом Великие Луки». Однако в городской крепости продолжали обороняться недобитые фашисты. Потребовалось еще немало усилий, чтобы отразить контратаки противника и разгромить его в крепости. Действия 3-й ударной армии прикрывали лётчики 210 и 274 иад. Лётчики 3 ВА в боях за освобождение Великих Лук совершили 1938 самолётовылетов. На немецко-фашистских захватчиков было сброшено 526 т бомб, в воздушных боях сбито 187 самолётов…
Как только штаб 3 ВА подвёл окончательные итоги истекшего года, командующий армией созвал совещание командиров корпусов, дивизий и полков, начальников политотделов, замполитов, парторгов и комсоргов. Оно состоялось в Андреаполе. Районный Дом культуры еле вместил всех присутствовавших. На этом совещании генерал-майоры М.М. Громов, В.Г. Рязанов, Е.М. Белецкий, В.А. Судец, А.С. Благовещенский, полковники Н.П. Дагаев, Н.П. Бабак, В.В. Степичев, Н.П. Каманин, Г.Ф. Байдуков и другие были в новой форме. На их кителях блестели погоны. Участники совещания, прибывшие из частей, впервые увидели новую форму. Она вызывала гордость за Советскую Армию и её офицерский состав, воспитанный Коммунистической партией... /Интересно, что эта форма была почти точной копией офицерской формы царской армии, которую так ненавидела и представителей которой последовательно и беспощадно уничтожала Коммунистическая партия. — В.В./. Командующий 3 ВА генерал-майор авиации М.М. Громов в заключение отметил, что армия оказала существенную помощь войскам фронта при освобождении Великих Лук, а потом изложил ряд мер, направленных на повышение боеготовности частей и усиление ударов по агрессору».
26 мая 1943 года генерал-майор Папивин был назначен командующим 3-й воздушной армией. Он руководил её действиями во всех последующих наступательных операциях — от Смоленской до Кёнигсбергской наступательных операциях. 28 сентября 1943 года Николаю Филипповичу было присвоено звание генерал-лейтенанта авиации, а 19 августа 1944 года — генерал-полковника авиации.
За умелое руководство войсками 3-й воздушной армии при штурме Кёнигсберга, личное мужество и героизм Николаю Филипповичу Папивину 19 апреля 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 6195).
После войны он продолжал командовать 3-й воздушной армией. Затем Папивин командовал 10-й воздушной армией на Дальнем Востоке, был заместителем главнокомандующего ВВС по строительству и оборудованию аэродромов и воздушных трасс, заместителем командующего 30-й воздушной армией в Прибалтийском военном округе, командовал ВВС Таврического военного округа, а с 1955 года — 34-й воздушной армией в Закавказском военном округе.
В 1961 году генерал-полковник авиации Папивин вышел в отставку, а 19 апреля 1963 года погиб в автокатастрофе в Тбилиси, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Он был награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, полководческими орденами Суворова 1-й степени и Кутузова 1-й степени.
Его именем названы улица в Клину, в котором он родился, и деревня в Клинском районе, в которой он вырос. |