Главная Гуманитарный проект "Тверская родословная" Герои Советского Союза на тверской земле Перекрестов Григорий Никифорович
Перекрестов Григорий Никифорович

Перекрестов Григорий Никифорович

110 лет

17 января 2014

17.01.1904, г. Кировоград, Украина — 13.07.1992, г. Воронеж.

Генерал-лейтенант, заместитель начальника Академии снабжения и тыла (г. Калинин) Герой Советского Союза (8.09.1945).

В период подготовки стратегической наступательной операции «Багратион» командиром 65-го стрелкового корпуса второго формирования был назначен опытный военачальник генерал-майор Григорий Перекрестов, только что окончивший Высшую военную академию им. К.Е. Ворошилова (будущая Академия Генерального штаба). Он прошёл с этим корпусом до побережья Балтики в Восточной Пруссии и до побережья Тихого океана в войне с Японией.

Интересно, что 65-й стрелковый корпус 1-го формирования был создан в 1940-м году в Калининском военном округе под командованием генерал-майора Константина Комиссарова почти весь полёг в первые месяцы войны на Северо-Западном фронте. Комиссаров принял после этого 183-ю стрелковую дивизию 29-й армии, участвовал с нею в Первой Ржевско-Вяземской операции и, пробиваясь из окружения севернее Ржева, погиб 2 марта 1942 года. Он похоронен на высоком правом берегу Волги рядом с могилой героя Отечественной войны 1812 года генерала Александра Сеславина. Судьба 65-го стрелкового корпуса 2-го формирования и его командира генерала Перекрестова была более счастливой.

Григорий Никифорович родился 17января 1904 года в селе Масляниковка, вошедшем ныне в черту украинского города Кировограда. Он окончил ремесленное училище и остался в нём работать. Осенью 1922 года Григория призвали в Красную Армию, и с тех пор он не снимал военную форму целых 70 лет, даже уйдя в запас, поскольку вёл активнейшую работу при Воронежском гарнизонном доме офицеров до самой смерти.

В межвоенный период Перекрестов окончил Украинскую кавалерийскую школу в Кировограде и прошёл путь от командира взвода до командира 92-го кавалерийского полка. В 1941 году он окончил оперативный факультет Военно-воздушной академии РККА им. Н.Е. Жуковского, где тогда готовились кадры для Воздушно-десантных войск, и за месяц до войны стал командиром 4-й воздушно-десантной бригады в Харьковском военном округе.

С первых же дней Великой Отечественой войны комбриг Перекрестов участвовал в оборонительных боях в районе Канева, Черкасс и Конотопа в составе Юго-Западного и Южного фронтов. За отход двух батальонов его бригады без приказа 29 августа 1941 года Перекрестов был арестован и находился под следствием, а в октябре осуждён Военным трибуналом Южного фронта на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Правда, вскоре дело было пересмотрено со снятием судимости.

С ноября 1941 до конца лета 1942 года Григорий Никифорович командовал 60-й кавалерийской дивизией на Южном фронте. Его кавалеристы отличились в Барвенково-Лозовской наступательной операциии освобождении города Барвенково в январе 1942 года. Затем 1942 дивизия сражалась в тылу Краматорской группировки неприятеля, а в мае—июне вела тяжёлые оборонительные бои с превосходящими силами противника на харьковском и ростовском направлениях, неся большие потери.

В августе Перекрестова назначили заместителем командующего 9-й армией Закавказского фронта, а в октябре — командиром 3-го горнострелкового корпуса, достойно участвовавшего в Нальчикско-Орджоникидзевской оборонительной операции.

Талант военачальника, умеющего управлять крупными соединениями войск в наступлении, полковник Перекрестов проявил в январе 1943 года, командуя 16-м стрелковым корпусм 18-й армии Закавказского и Северо-Кавказского фронтов, когда участвовал в успешной для нас Краснодарской наступательной операции и в десантной операции у Мысхако под Новороссийском. 26 марта 1943 года ему было присвоено воинское звание генерал-майора, а в июне новоиспечённого генерала отправили учиться в академию, откуда он выпустился почти через год и принял 65-й стрелковый корпус.

Корпус под его командованием участвовал в Белорусской и Восточно-Прусской операциях, освобождал Вильнюс, Каунас, Кибартай, Алленбург, за освобождение Каунаса был удостоен почётного наименования «Ковенский». После окончания боевых действий в Восточной Пруссии 65-й корпус был выведен в резерв, а затем в составе 5-й армии убыл на Дальний Восток на войну с Японией.

В этих боевых действиях генерал Перекрестов проявил себя ещё более уверенно, что неоднократно подчёркивал в своей книге воспоминаний «Бросок на Харбин» командующий 1-й Краснознамённой армией генерал Афанасий Белобородов. Григорий Никифорович умело руководил соединениями 65-го стрелкового корпуса в Харбино-Гиринской наступательной операции на муданьцзянском направлении. Проявив личное мужество и героизм, он грамотно организовал форсирование частями корпуса реки Уссури, спланировал и провёл прорыв Дуннинского укреплённого района и захват городов Гирина, Яньцзи и Харбина. За боевые успехи его корпус был награждён орденом Красного Знамени. Эти победы приблизили окончание Второй мировой войны.

8 сентября 1945 года за умелое командование стрелковым корпусом, образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм генерал-майору Григорию Никифоровичу Перекрестову было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 6151). В этот же день постановлением Совнаркома СССР ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта.

После войны продолжал командовать 65-м стрелковым корпусом, вошедшим в состав Приморского военного округа. В августе 1946 года его назначили заместителем командующего 39-й армией Приморского военного округа генерал-полковника Белобородова, а в феврале 1947 года — начальником штаба и 1-м заместителем командующего. Белобородов был и старшим начальником всей группировки советских войск в Китае. Этот очень любопытный период службы генерал-лейтенанта Перекрестова продолжался до апреля 1950 года.

Советские войска на Ляодунском полуострове (порт Дальний, он же Порт-Артур) имели в своём составе стрелковые, танковые, артиллерийские соединения и части. В оперативное подчинение командующего входили также все военно-морские н авиационные силы, базировавшиеся на полуострове. К 1948 году из Дальнего были выселены почти все японцы: китайские власти отправили на пароходах 12000 человек, в основном женщин и детей, а специалистов оставили работать в доках, коммунальных службах и на заводах, поскольку их некем было заменить.

На полуострове Шаньдун действовала американская военная база. Каждый день оттуда появлялся самолёт-разведчик и на малой высоте по одному и тому же маршруту облётывал и фотографировал советские и китайские объекты, аэродромы. Советские лётчики пресекли эти полёты, отправив наглеца на дно Тихого океана. Американцы послали в МИД СССР ноту с заявлением о нападении советских истребителей на «сбившийся с курса лёгкий пассажирский самолёт», но полёты над Ляодуном прекратили.

В июне 1948 года в Порт-Артуре проводились крупные совместные учения всех родов войск. Общее руководство ими осуществлял маршал Родион Малиновский. На первом этапе отрабатывалось отражение морского десанта условного противника, под которым, естественно, подразумевались американцы. На втором проводилась имитация нанесения массированного бомбового удара по Пхеньяну. Обе операции были проведены идеально. Особенно впечатлила американцев вторая из них, когда в воздух поднялись шесть полков бомбардировщиков Ту-2 с грузом по девять 100-килограммовых бомб на каждом, под прикрытием двух полков истребителей. В море на маршрут полёта вышли три наши подводные лодки, которые, оставаясь в надводном положении, должны были оказать в случае необходимости помощь экипажам, терпящим бедствие. До самой Корейской войны американцы находились под впечатлением от этой демонстрации советского военного могущества.

Летом 1949 года Народно-освободительная армия Китая провела крупное наступление, предрешившее исход гражданской войны в пользу Мао Цзедуна. Армия Чан Кайши распалась. 1 октября состоялось торжественное провозглашение Китайской Народной Республики со столицей в Пекине. В конце 1949 года в Порт-Артур прибыла большая делегация во главе с премьером Государственного административного совета КНР Чжоу Эньлаем. Он предложил устроить общее собрание советских и китайских солдат, командиров и политработников. На этом собрании присутствовало более тысячи военнослужащих обеих стран. Чжоу Эньлай выступил с большой речью, сказав, что китайский народ и его коммунистическая партия никогда не забудут подвиг Советской Армии, разгромившей японский империализм, освободившей Северо-Восточный Китай и подавшей руку братской помощи Народно-освободительной армии Китая. Как известно, впоследствии отношения двух великих держав складывались неоднозначно.

Несколько лет генерал-лейтенант Перекрестов занимал высокую должность командующего войсками Приволжского военного округа, но оставил её по болезни и в мае 1954 года был назначен заместителем начальника по оперативно-тактической подготовке Военной академии тыла и снабжения им. В.М. Молотова. Эта академия была создана в сентябре 1942 года в Ташкенте, а в октябре 1943 года передислоцирована в город Калинин и размещена в зданиях на улицах Коммунальной и Степана Разина. Срок обучения в ней был три года, она готовила офицеров с высшим военным образованием широкого тылового профиля. Общая численность переменного состава — около 900 слушателей. В академии велась большая научная деятельность, ряд её выпускников стали крупными военачальниками. Впоследствии её преобразовали в Военную академию тыла и транспорта с дислокацией в Ленинграде.

После службы в Калинине, где он много сил и внимания уделял вопросам подготовки высококвалифицированных военных кадров, генерал-лейтенант Перекрестов в ноябре 1955 года был назначен помощником командующего войсками Воронежского военного округа по вузам, а в 1958 году ушёл в запас. Григорий Никифорович жил в Воронеже и, как сказано выше, с увлечением вёл общественную работу с офицерами запаса при гарнизонном Доме офицеров. Он скончался 13 июля 1992 года. Кроме трёх орденов Ленина, двух орденов Красного Знамени и ордена Отечественной войны 1-й степени он был награждён двумя полководческими орденами — Суворова 2-й степени и Кутузова 2-й степени.