Главная Гуманитарный проект "Тверская родословная" Герои Советского Союза на тверской земле Соловьёв Алексей Дмитриевич
Соловьёв Алексей Дмитриевич

Соловьёв Алексей Дмитриевич

80 лет

30 марта 2014

30.03.1934, с. Рождество Рамешковского р-на — осень 1956, г. Кечкемет, Венгрия.

Гвардии сержант, командир танка, Герой Советского Союза (18.12.1956).

Двое наших земляков — Иван Горячёв и Алексей Соловьёв — закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР были удостоены звания Героя Советского Союза «за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга». Речь шла о подавлении контрреволюционного мятежа (восстания) в Венгрии осенью 1956 года.

Эти события уже более полувека подаются историками, политиками и журналистами бескомпромиссно, биполярно: либо как усмирение мятежа (советская позиция), либо как кровавое подавление народного восстания против тоталитарного режима (все остальные). В кратком очерке о сержанте срочной службы мы не решим этого вопроса, но ясно, что когда-то придётся взглянуть на эту трагедию более объективно. Погибли многие сотни советских солдат, десятки офицеров, члены их семей и другие гражданские лица. Солдаты выполняли приказ, они не несут ответственности за политические решения и заслуживают уважения и вечной памяти.

Специалисты по так называемой «Венгерской революции» знают, что именно венгерская сторона упорно не желает раскрытия тайн «мятежной осени 1956-го», поскольку началу волнений предшествовала организованная спецслужбами США операция «Фокус» — некий аналог нынешних «оранжевых революций».

На первых порах советские войска не проводили вооружённых действий против местного населения. Восставшие стреляли в сотрудников венгерской госбезопасности и солдат регулярной армии, не трогая наших. Но 23 октября, когда ситуация в Будапеште стала выходить из-под контроля руководства Венгрии и перерастать в массовую резню, советские войска получили приказ на применение оружия.

В составе дислоцировавшегося в Венгрии нашего Особого корпуса под командованием генерал-лейтенанта Петра Лащенко были две механизированные и две авиационные дивизии, а также некоторые другие части, обеспечивавшие прикрытие границы с нейтральной Австрией и охрану коммуникаций. В связи с беспорядками 24 октября на венгерскую территорию были дополнительно введены стрелковая и две механизированные дивизии Прикарпатского военного округа. Всего по боевой тревоге были подняты 31500 человек личного состава, задействованы сотни танков, самоходных артиллерийских установок, бронетранспортёров, полевых орудий, миномётов, зенитных орудий, почти 4000 автомашин.

В составе 62-го танкового полка 11-й гвардейской механизированной дивизии Южной группы войск находился командир танка гвардии сержант Алексей Соловьёв.

Алексей Дмитриевич родился 30 марта 1934 года в стоящем на реке Кушалке селе Рождество нынешнего Рамешковского района Тверской области. Вскоре после войны семья переехала в деревню Александровку, ближе к областному центру.  Алексей окончил Славновскую семилетнюю школу, а затем — курсы судоводителей в Ленинграде. Получив диплом, он вернулся на родину и работал на рыбозаводе в Конакове.

Осенью 1953 года Соловьёва призвали на действительную службу в армию. Он окончил танковое учебное подразделение и служил в должности командира танка в 11-й гвардейской механизированной Ровенской дивизии Прикарпатского военного округа. Она дислоцировалась на территории Западной Украины, в городе Новограде-Волынском. В Венгрию её ввели уже во время событий, именовавшихся тогда «подавлением контрреволюционного мятежа».

Во время Великой Отечественной войны это была кавалерийская дивизия с хорошими боевыми традициями и заслугами, закончившая войну в Чехословакии. Летом 1945 года она совершила оттуда марш в Новоград-Волынский и была переформирована в 11-ю гвардейскую Ровенскую орденов Красного Знамени и Суворова механизированную дивизию. Она состояла из двух танковых, механизированного, самоходно-артиллерийского и зенитно-ракетного полков.

Осенью 1956 года в ходе операции «Вихрь» в Венгрии погибли 44 бойца и командира 11-й гвардейской мехдивизии, в том числе и сержант-танкист Алексей Соловьёв. После того как в Будапеште были ликвидированы последние очаги сопротивления восставших, наши части ещё выполняли боевые задачи на автомагистрали Будапешт—Кечкемет—Сегед. Здесь в одном из боёв 9 ноября и погиб наш земляк Алексей Соловьёв. Он похоронен в братской могиле на воинском кладбище в городе Кечкемет, расположенном в центральной части Венгрии, в 86 км к юго-востоку от Будапешта. Родственникам погибших воинов советские власти категорически запретили посещение кладбища, им было запрещено даже показывать похоронки, и члены семей не получили никаких положенных в таких случаях льгот.

18 декабря 1956 года закрытым Указом 25 бойцам и командирам Советской Армии за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга в венгерских событиях, было присвоено звание Героя Советского Союза. Четырнадцати из них, в том числе бежечанину Ивану Горячёву и рамешковцу Алексею Соловьёву, — посмертно. 1 декабря открытым Указом звание Героя было присвоено Маршалу Советского Союза Георгию Жукову, осуществлявшему общее руководство операцией «Вихрь». Это была четвёртая «Золотая Звезда», преподнесённая «маршалу Победы» к юбилею: в этот день ему исполнилось 60 лет.

Ордена Кутузова были вручены начальнику Генерального штаба маршалу Василию Соколовскому, генералам армии Ивану Серову (председатель КГБ СССР) и Михаилу Малинину (заместитель начальника Генерального штаба). Более 100 офицеров от командира роты и выше были награждены орденами Александра Невского и Красного Знамени, более 500 военнослужащих — орденом Красной Звезды, 375 — орденом Славы III степени, 486 — медалью «За отвагу», более 500 — медалью «За боевые заслуги».

В начале 1957 года 11-я гвардейская механизированная Ровенская дивизия передислоцировалась обратно в Новоград-Волынский, а в апреле была переформирована в 30-ю гвардейскую танковую. С распадом СССР дивизия вошла в состав Вооружённых сил Украины, в настоящее время имеет статус механизированной бригады. Поскольку Анатолий Соловьёв был навечно зачислен в состав своего полка, интересно узнать, соблюдается ли эта традиция сегодня.

К кровавому конфликту, который пришлось разрешать путём проведения крупной войсковой операции, привело следующее развитие событий. В 1949 году государство, воевавшее на стороне нацистской Германии до самого конца Великой Отечественной войны, стало официально называться Венгерской Народной Республикой. Лидер коммунистов и председатель правительства Матьяш Ракоши — «лучший ученик Сталина» — установил личную диктатуру, копируя сталинский режим в СССР. Экономическая ситуация осложнялась тем, что Венгрия, как союзник Германии по Второй мировой войне, несколько лет выплачивала контрибуцию, доходившую до четверти объёма национального продукта.

После смерти Сталина советские руководители заменили Ракоши на Имре Надя, прожившего в СССР около 20 лет и связанного с НКВД. Тот интенсивно провёл ряд мер по улучшению жизни народа и прекратил политические репрессии. Его популярность среди народа не понравилась Хрущёву, и Надя через два года сместили с поста премьер-министра и исключили из партии. Это породило возраставшее недовольство. Студенты и интеллигенция создавали союзы и общества. Летом 1956 года кризис власти в Венгрии достиг апогея.

23 октября 1956 года в Будапеште прошла мощная демонстрация протеста с радикальными требованиями. Попытка захвата демонстрантами Дома радио привела к вооружённому столкновению. Пролилась первая кровь. Повстанцы взяли штурмом казарму, захватили оружие, и восстание заполыхало, обретая новых участников. Начальник Генштаба Вооружённых сил СССР маршал Василий Соколовский на основании решения Президиума ЦК КПСС приказал командиру Особого корпуса генералу Петру Лященко начать выдвижение в Будапешт для оказания помощи венгерским войскам «в восстановлении порядка и создания условий для мирного созидательного труда». Наши мехчасти вступили в бои с повстанцами. Что касается Венгерской Народной Армии, то 3-й стрелковый корпус присоединился к советским войскам, но многие венгерские военнослужащие и полицейские перешли на сторону восставших.

Утром 25 октября к Будапешту подошла 33-я гвардейская мехдивизия, а вечером — 128-я гвардейская стрелковая дивизия, влившиеся в Особый корпус. Во время митинга у здания парламента с верхних этажей зданий был открыт огонь, погиб советский офицер, был сожжён танк, и с этого момента советские войска начали действовать на поражение. 28 октября венгерское правительство объявило о прекращении огня и начале переговоров с СССР о выводе советских войск из Венгрии. На следующий день бои прекратились, и советские войска были уведены из Будапешта в места дислокации.

Две трети безвозвратных потерь среди наших военнослужащих в венгерских событиях пришлись на этот период первого ввода войск в Будапешт — с 24 по 28 октября. Ведение боевых действий в городских условиях — один из сложнейших тактических приёмов. Слабое знание обстановки, отсутствие карт, открытость, с которой в столицу Венгрии вводились воинские части, — всё это привело к большим жертвам. Советские войска вынуждены были оставить Будапешт, чтобы перегруппироваться, изучить и разведать обстановку, усилиться новыми крупными соединениями.

В стране наступило безвластие, начался хаос. Прервалось железнодорожное сообщение, прекратили работу аэропорты, закрылись лавки, магазины и банки. Из тюрем были выпущены политзаключённые и уголовники. Восстание быстро радикализировалось: начались убийства коммунистов и сотрудников органов внутренних дел и безопасности. Партийных руководителей прибивали гвоздями к полу, вложив в их руки портреты Ленина. Фотографии повешенных коммунистов со следами пыток и обезображенными кислотой лицами обошли весь мир.

В Москве было принято решение о создании «революционного рабоче-крестьянского правительства» во главе с Яношем Кадаром и проведении под руководством министра обороны СССР Георгия Жукова военной операции «Вихрь» с целью свержения правительства Имре Надя.

Она началась утром 4 ноября. В течение дня были захвачены основные объекты в Будапеште. Бои на улицах продолжались неделю, а затем рабочие советы и студенческие группы обратились к советскому командованию с предложением о прекращении огня. Вооружённое сопротивление прекратилось. Наши потери, по официальным данным, составили 669 человек убитыми, 51 пропавшими без вести, 1540 — ранеными.

После подавления восстания были проведены массовые аресты, более двухсот тысяч венгров эмигрировали (в основном в Австрию), спасаясь от репрессий. Премьер-министр Имре Надь был приговорён к смертной казни по обвинению в государственной измене и повешен.

28 мая 1957 года между СССР и Венгрией было заключено соглашение, определяющее правовой статус советских войск, находящихся в этой стране. Они составили Южную группу войск, численность и места дислокации соединений и частей которой определялись двусторонними соглашениями.

Поскольку герои-танкисты Алексей Соловьёв и Иван Горячёв служили в одном полку, погибли в один день в одном и том же бою под Кечкеметом и лежат в одной братской могиле, можно предположить, что они входили в один танковый экипаж: первый был командиром танка, а второй — механиком-водителем. Но с этих документов до сих пор не снят гриф секретности.