Главная Новости «Неудобные пассажиры» для региональной власти
«Неудобные пассажиры» для региональной власти
31.05.2012

Дарья Милославская и Ольга Свириденкова
Фото: Андрей Неумойчев

30 мая, Тверь. Региональная Общественная палата провела информационно-методический семинар для представителей общественных советов при исполнительных органах государственной власти и советов муниципальных образований.

Идея проведения семинара назрела у членов Палаты после многочисленных звонков коллег-общественников с примерно одинаковыми вопросами – с чего начинать работу, какой нормативной базой регламентирована их деятельность, как можно на практике реализовать те полномочия, которыми их наделили, могут ли они вести прием граждан, чем и как конкретно могут помочь жителям муниципального образования.

Ответить на эти и другие вопросы общественников смогли Секретарь ОП Валерий Карасев, начальник управления общественных связей Правительства Тверской области Андрей Гагарин, член ОП РФ Дарья Милославская и руководитель юридической службы НП «Юристы за гражданское общество» Ольга Свириденкова.

— Общественные советы представляют собой один из важнейших механизмов обеспечения взаимодействия власти и общества, а также гражданского контроля за конкретными органами власти. Роль общественных советов все более возрастает. Сегодня они обладают способностью делать так, чтобы органы власти все больше отражали интересы общества, а самое главное – чтобы была большая прозрачность их деятельности. При этом не секрет, что некоторые советы работают лишь формально. Люди, которые вошли в состав общественных советов, иногда просто не знают о своих полномочиях, не владеют специальными знаниями, навыками. Серия обучающих семинаров станет полезным подспорьем в их общественной работе, – отметила Председатель Общественной палаты Тверской области, декан юрфака ТвГУ Лидия Туманова, открывая семинар.

Андрей Гагарин в своем выступлении обобщил первый опыт работы общественных советов. Сегодня они созданы во всех муниципальных образованиях и при 24 органах исполнительной власти региона. Своих советов не имеют лишь 4 ведомства – РЭК, управление региональной безопасности, минфин и министерство по обеспечению контрольных функций. Пока что не ясно, чем советы могут поспособствовать в работе этих структур.

Что касается составов советов, то в них представлены лидеры общественного мнения, представители профильных общественных организаций, научного сообщества, молодежного правительства, СМИ. Советы в муниципалитетах усиливают бывшие чиновники и учителя. Всего в состав совещательного органа входит в среднем 15 человек, которые работают на безвозмездной основе.

Сразу стоит оговориться, что приставка «при» в названиях советов – это формулировка из постановления Правительства Тверской области № 257. «Формально они существуют при органах власти или органах местного самоуправления, однако на деле их решения должны являться независимым отражением общественного мнения», – подчеркнул Андрей Гагарин.

— Перед общественными советами ставится задача обеспечения связи населения с органами власти. Они должны стать проводниками полезных идей и инициатив, влиять на принятие государственных решений, создавать благоприятные условия жизни граждан. Сегодня в муниципалитетах гражданское общество представлено слабо. Его нужно развивать до компетентного состояния, чтобы советы смогли отвечать вызовам времени, – подытожил представитель тверского правительства.

Все общественные советы уже провели организационные заседания, выбрали руководящие органы, сформировали планы работы. На первых порах запланировали немного, и зачастую вопросы повестки дня не отвечают на проблемные вопросы, стоящие перед ведомством или муниципалитетом в целом.

— Главное сегодняшнее достижение – это желание людей участвовать в управлении делами государства, отстаивать свои конституционные права. Это перестало быть декларативной нормой, а стало реальной возможностью. Власть же, в свою очередь, должна повышать общественное доверие не с помощью митингов, а реакцией на общественные инициативы, – отметила Дарья Милославская. –  У людей есть возможность использовать дискуссионные площадки для выработки решений, проводить общественные слушания, экспертизу, мониторинг реализации программ, защищать свои права и свободы, участвовать в разработке форм, методов поддержки некоммерческих организаций.

С высказыванием согласился и Секретарь ОП Валерий Карасев: в основе работы общественника должна лежать правовая грамотность, знание механизмов контрольной и экспертной работы, изучение действующего законодательства в сфере некоммерческого сектора.

На анализе состояния законодательства в сфере деятельности некоммерческих организаций в своем выступлении сосредоточила внимание Ольга Свириденкова. Она рассказала о готовящемся проекте нового Гражданского кодекса России. Значительная часть изменений, вносимых в новую редакцию, касается корпоративного законодательства. Нововведения затрагивают процедуры создания и ликвидации юридических лиц, перечень учредительных документов, меняются общие положения о коммерческих и некоммерческих организациях и их организационно-правовые формы. Также Ольга Свириденкова рассказала о проекте федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)», который возможно будет принят уже в ближайшее время. Казалось бы, зачем все эти нюансы нужны лидерам общественных советов?

Ответ нашелся у Дарьи Милославской:

— НКО – это главный помощник общественных советов и палат. Однако нужна и обратная связь – общественные советы должны вникать в законодательство, участвовать в обсуждении проектов законов, делать их понятными адресатам и благоприятными для развития всей общественной сферы.

Сегодня некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество» является главным визави законодателей в деле снятия барьеров для регистрации и деятельности НКО. Уже есть определенные успехи, с мнением организации считаются разработчики документов. Инициативы удается претворять в жизнь через Общественную палату РФ.

Этому примеру должна подражать каждая общественная организация. Полезные инициативы не должны оставаться незамеченными. НКО могут выступать с ними в общественный совет, а те, в свою очередь, обращаться за содействием на более высокий уровень – в региональную Общественную палату, наделенную правом законодательной инициативы. Так сегодня должно строиться взаимодействие власти и общества.

На принципах усиления роли общественных советов сегодня стоит и руководство страны. Участие общественности в управлении делами государства стало федеральным трендом. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что в общественные советы при ведомствах должны войти "неудобные пассажиры": критики последовательные, но конструктивные. Насколько неудобными окажутся пассажиры в «тверском вагоне» – покажет время.

— На сегодняшний день задача общественных лидеров – найти компромисс между частным и общественным интересом. Сделать это непросто. Показательный пример – строительство полигона ТБО в Славном. С инициативой рассмотрения этого вопроса вышли на нас местные активисты. Люди не хотят жить рядом с мусороперерабатывающим предприятием, с одной стороны. А с другой – полигону, так или иначе, быть. Вот только вопрос: где? – рассуждает, подводя итог семинару, Лидия Туманова.

Бесконечные совещания, обсуждения, общественные слушания, запросы в профильные инстанции, поиск компромисса, нежелание сдаваться под напором властей – это симптомы гражданского общества. Значит, Тверская область в тренде.

 

Пресс-служба Общественной палаты Тверской области

Антикоррупционная экспертиза.ppt
ГК новый  внесенный в ГД - 16-04-04.ppt
Полномочия советов.ppt
Проект ФЗ О добровольчестве.ppt
Проект ФЗ об Общественном контроле.ppt

Поиск

Архив новостей

  • 2024 (216)
  • 2023 (226)
  • 2022 (247)
  • 2021 (158)
  • 2020 (187)
  • 2019 (203)
  • 2018 (259)
  • 2017 (161)
  • 2016 (218)
  • 2015 (197)
  • 2014 (223)
  • 2013 (229)
  • 2012 (198)
  • 2011 (189)
  • 2010 (111)
  • 2009 (8)
  • 1999 (1)