Индикаторы тверского здравоохранения |
01.10.2012 | ||
Совет Общественной палаты на очередном заседании обсудил состояние и перспективы развития медицинского обслуживания граждан в учреждениях здравоохранения Тверской области. В ходе заседания анализировались предварительные результаты реализации целевой программы модернизации здравоохранения в регионе, которые представила в своем докладе Министр здравоохранения Тверской области Елена Жидкова. Программа рассчитана на 2 года и предусматривает существенное улучшение материально-технической базы многих ЛПУ, приобретение нового диагностического, лабораторного и лечебного оборудования, внедрение современных стандартов оказания медицинской помощи и протоколов лечения наиболее распространенных заболеваний, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников, внедрение новых информационных технологий, реализующих идею дистанционной медицинской помощи. Стоит отметить, что в 2011 году результаты выполнения программы были признаны неудовлетворительными, планируемые меры были выполнены лишь на 36%, в то время как в целом по РФ – на 59%. Общественная палата, анализируя причины неудач, отметила, что они были как объективными, так и субъективными. Во многих регионах РФ показатели были ещё хуже, 14 регионов не выполнили и 30% плана (Москва – 9%, Тульская, Калининградская, Свердловская и др. – 20-25%). В 2012 году ситуация изменилась – на сентябрь текущего года объем всех видов работ, по словам министра, в среднем выполнен на 60%. При обсуждении доклада министра члены ОП постарались выделить из большого числа проблем здравоохранения вопросы, в решении которых заинтересован каждый житель Тверской области. Это, прежде всего, доступность медицинской помощи, ее эффективность, кем и в каких условиях она оказывается, сколь современны и эффективны лабораторные и диагностические методы, лекарства и медицинские изделия, используемые врачами, уровень внимания медицинского персонала к проблемам пациента. По мнению председателя комиссии по охране здоровья граждан и демографии Общественной палаты Тверской области Бориса Давыдова, даже при 100% выполнении программы все проблемы решить невозможно, т.к. они накапливались десятилетиями. Это, прежде всего, дефицит медицинских кадров, нехватка узких специалистов (хирургов, анестезиологов, окулистов, ЛОР врачей, детских стоматологов и др.), среднего медицинского персонала, успешных руководителей – организаторов здравоохранения. Тверская область медленнее, чем другие регионы внедряет информационные технологии: прежде всего, это запись на прием к врачу по телефону и интернету, ведение электронной карты больного, электронные истории болезни, что должно уменьшить очереди в регистратуру и увеличить время общения и осмотра больного врачом. Требует совершенствование работа на местах в ЛПУ с жалобами и предложениями пациентов. Необходимость совершенствования этого важнейшего раздела работы в Тверском регионе показали результаты работы «горячей линии» Общественной палаты Тверской области (июнь-август 2012). Что касается статистики «горячей линии», всего было 178 обращений. Наибольшее количество звонков были связаны с доступностью оказания медицинской помощи – 91 обращение (50%). К этому разделу были отнесены обращения, в которых граждане с ограниченными физическими возможностями жалуются на невозможность проходить лечение у узких специалистов в профильных отделениях ввиду отсутствия таковых в Тверском регионе, и вынуждены получать эту помощь за пределами области, что, учитывая специфику заболеваний, создает трудности в перемещениях этих больных. Некоторые обращения свидетельствуют о невозможности быстро попасть на прием к специалисту или на диагностическое обследование. И, что особенно не радует в этой ситуации – то, что чаще всего речь идет о детских поликлиниках. Кроме того, к данному разделу были отнесены обращения с жалобой на невозможность получения узкоспециализированной медицинской помощи при современной диагностике, либо получения ее за достаточно высокую плату. Это касается, прежде всего, МРТ. В целом ряде обращений говорится о том, что доступность в получении медицинской помощи в ряде случаев осложняется и проблемой транспортировки больного до санитарного автомобиля, т.к. персонал «Скорой помощи» не в состоянии это осуществить. На втором месте по количеству жалоб (после доступности оказания помощи) оказалась проблема обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями. Часть пациентов сообщают об отсутствии в аптеках необходимых им лекарственных препаратов. Другие говорят о том, что назначенные им аналоги лекарств не обладают, по их мнению, такой же эффективностью, как оригинальные препараты. Кроме того, проходящие стационарное лечение больные, находясь в лечебном отделении, нередко не получают необходимых им лекарств. Особо следует отметить проблемы с обеспечением лекарственными и диагностическими изделиями больных сахарным диабетом. Остро продолжает стоять вопрос с протезированием конечностей и обеспечением инвалидными колясками нуждающихся в них. Работа по всем обращениям граждан на «горячую линию» ОП будет продолжаться. На заседании было принято решение создать при Общественной палате рабочую группу, которая проведет проверки материально-технического оснащения ЛПУ региона и возьмет под свой контроль лекарственное обеспечение граждан в Тверской области. Еще одна задача рабочей группы – решение кадрового дефицита в муниципальных образованиях региона. Вместе с тем проведенный анализ обращений граждан показал, что большинство возникающих проблем могли решаться непосредственно на месте и очень важно совершенствовать работу в наших ЛПУ с жалобами и предложениями пациентов. По мнению Бориса Давыдова, целесообразно рассмотреть и опыт других регионов, в частности Иркутской области, в которой по инициативе Министерство здравоохранения области во всех ЛПУ созданы «горячие телефонные линии «пациент – главный врач». Этот пункт также был вписан в проект итоговых рекомендаций Совета Общественной палаты в адрес регионального Министерства здравоохранения. Дискуссия, развернувшаяся по итогам докладов Елены Жидковой и Бориса Давыдова, вскрыла и несколько других болевых точек здравоохранения. Это и отток медицинских кадров в другие субъекты РФ, мизерные надбавки дежурным врачам, обременение земельным налогом городских поликлиник, неисполнение межведомственных платежей, отказы лечебных учреждений в помещении на лечение в стационар, неэффективное использование закупленного оборудования и многое другое. Во многих выступлениях звучала одна и та же проблема: Минздрав области не имеет отдельной структуры по типу «отдела здравоохранения города», который бы был координатором межбольничных и межведомственных связей внутри областного центра. Данный вопрос Еленой Жидковой был принят к сведению. Главный врач кардиологического диспансера г. Твери, член Общественной палаты Игорь Эльгардт, анализируя состояние тверской медицины, пришел к выводу, что комплекс существующих проблем – это наследие нескоординированной региональной политики здравоохранения последних десятилетий. Теперь, в условиях беспрецедентного федерального финансирования сферы здравоохранения, региональному ведомству предстоит решить очень сложные задачи. Однако, по его мнению, для жителей Тверского региона цифры, отражающие ход реализации программы здравоохранения, значат мало: пациенты хотят увидеть преобразования в качестве медицинского обслуживания. Эту мысль подтверждают и результаты пилотажного социологического исследования, проведенного членом Общественной палаты Леонидом Григорьевым совместного со студентами ТвГТУ. Жители региона по-прежнему высказывают нарекания к системе здравоохранения и дают неудовлетворительную оценку качеству медицинской помощи. Что в целом подтверждается и результатами «горячей линии» Общественной палаты. В ходе заседания в адрес руководителя Министерства здравоохранения прозвучало множество вопросов. Стоит отметить, что Елена Жидкова сумела с достоинством ответить на каждый из них, вселив радужные перспективы в членов Совета Общественной палаты. Сегодня министерством проводится колоссальная работа. На его пути стоит множество преград в виде «неудобных» законов, недобросовестных поставщиков, неквалифицированных подрядчиков, да и много еще чего. Однако погруженность министра в проблемы и уверенность в собственных силах позволяет надеяться, что такие понятия как «доступность» и «высокое качество» тверской медицины пациенты уже скоро смогут ощутить на себе. Индикатором состояния здравоохранения вновь выступит «горячая линия» Общественной палаты, работа которой будет возобновлена в следующем году.
Пресс-служба Общественной палаты Тверской области |