Общественные контролеры за соблюдением прав заключенных |
25.05.2010 |
Общественная наблюдательная комиссия – это орган, образованный на основании Федерального закона Российской Федерации от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». О работе региональной наблюдательной комиссии мы узнали у ее руководителя Владимира Владимировича Воробьева. – Владимир Владимирович, расскажите, как зарождалась общественная наблюдательная комиссия (ОНК) в нашем регионе. – Согласно указанному закону №76-ФЗ, во всех регионах России необходимо было образовать ОНК, члены которых получили бы право посещать тюрьмы, колонии, отделения внутренних дел, гауптвахты и знакомиться с условиями содержания задержанных и осужденных. В соответствии с этим же законом два ведомства: Управление Федеральной службы исполнения наказания и Министерство внутренних дел издали приказы о том, как этот закон должен исполняться. Это Приказ УФСИН №652 от 28.11.08 года «О порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами ОНК» и Приказ МВД №196 от 6.03.09 года «О порядке посещения мест принудительного содержания органов внутренних дел Российской Федерации членами ОНК». Для нас приказы стали основополагающими документами, которыми мы руководствуемся в своей работе. По Закону общественные организации нашей области выдвинули своих кандидатов в состав наблюдательной комиссии. В ноябре 2008 года Общественная наблюдательная комиссия Тверской области была сформирована из 6 представителей областных общественных объединений по согласованию с Общественной палатой Тверской области. В ее состав вошли: 1. Владимир Воробьев, бывший заместитель начальника УВД Тверской области, председатель ОНК; 2. Павел Головченко, бывший воин-интернационалист, заместитель председателя ОНК; 3. Людмила Титова, в недавнем прошлом – председатель областного комитета госстатистики, секретарь ОНК; 4. Наталья Алябышева, в 90-х годах создавшая и возглавившая общественное движение «Родители против наркомании»; помощник депутата Законодательного Собрания Тверской области А.Э. Клиновского; 5. Александр Горячев, психолог, диакон, председатель отдела Тверской епархии по преодолению алкоголизма и наркомании; 6. Олег Толстых, депутат Тверской гордумы, председатель ООРФ инвалидов войны в Афганистане. Состав был утвержден Общественной палатой Российской Федерации и после получения членами Комиссии мандата на вход в учреждения, подлежащие общественному контролю, приступили к работе. Свою работу начали с того, что запросили от областных учреждений, подлежащих контролю, списки руководителей, контактные телефоны.
Справка: Всего учреждений Тверской области, подлежащих проверке: 1 гарнизонная гауптвахта военной комендатуры Тверского гарнизона; 8 учебно-воспитательных учреждений закрытого типа Департамента образования области; 14 учреждений уголовно-исполнительной системы; 38 спецподразделений УВД области. ------------ Итого: 61 учреждение
– Некоторые общественники скептически относятся к работе ОНК. Есть мнение, что 6 человек просто физически не в состоянии охватить весь список учреждений, где возможны нарушения прав человека. – Это действительно так. В наблюдательную комиссию можно было бы привлечь и большее количество наблюдателей. Но кроме небольшого состава есть еще ряд проблем. В связи с тем, что помещение для работы комиссии, несмотря на неоднократные обращения в администрацию области, не выделено, прием осуществляется в помещении УФСИН. Это создает определенные неудобства, так как граждане, обращающиеся к членам комиссии, имели претензии к работе администрации подразделений УФСИН. Люди туда боятся идти, так как вызывает сомнение объективное, в данном случае, рассмотрение жалобы. Другой аспект – отсутствие финансовых возможностей для оплаты телефонных переговоров, переписки, оплаты проезда в отдаленные учреждения, размещение объявлений в средствах массовой информации о приеме граждан. Нам не требуется большая сумма – только компенсация собственных расходов. Сейчас оплата всех расходов ведется из личных карманов. Члены Комиссии пользуются для почтовой переписки адресами с места работы, выезжаем на личных автомобилях. Но хочу отметить, что начальник УФСИН по Тверской области, понимая значимость нашей работы, помогает нам и помещением для приема граждан, и автотранспортом. Большое ему за это спасибо. Однако, на мой взгляд, такая комиссия в области должна быть самодостаточной. Мы неоднократно обращались по поводу финансовой поддержки в Администрацию области, но ответа, к сожалению, так и не получили. – Наблюдатели выезжает только по поступившим жалобам или могут самостоятельно организовать проверку? – Мы выезжаем в учреждения и по жалобам граждан, и сами устраиваем выборочные проверки. – Что в таком случае проверяется? – Тюремный посетитель должен уметь замечать очень многое. Посмотреть, какова температура воздуха в камере, есть ли термометры, достаточно ли кранов для мытья рук. Нужно проверить освещенность камер, состояние постельного белья, матрасов. Узнать, предоставляется ли осужденным стоматологическая помощь, протезирование. Приезжают ли к ним по необходимости врачи-специалисты. При посещении больницы узнать, сколько человек из тех, кто там содержится, могут быть освобождены по болезни, согласно 54-му постановлению Правительства РФ. Члены ОНК вправе ознакомиться с материалами, касающимися условно-досрочного освобождения (УДО), и выяснить, являются ли объективными характеристики, которые администрация дает осужденным, у которых уже подходит срок УДО. Очень важно также проверить наличие у заключенных паспортов. Все данные проверки должны быть занесены в протокол. Проверка в учреждениях осуществляется, согласно Закону, не менее, чем двумя наблюдателями, с тем, чтобы результаты были объективными, чтобы не было провокаций со стороны проверяемых лиц, конфликтных ситуаций и т.д. Во время посещений учреждений проводятся индивидуальные беседы и прием осужденных. По закону члены ОНК могут общаться с подследственными и осужденными только в присутствии сотрудников администрации учреждения. Поэтому заключенные почти всегда говорят, что условия содержания их устраивают. На наших же встречах представители администрации учреждения присутствуют, но, находясь за звукоизолирующим стеклом, беседу с заключенным не слышат. Но сам факт беседы с наблюдателем может вызвать недовольство у администрации исправительного или иного учреждения. Но хочу еще раз отметить, что руководство УФСИН и лично начальник управления Александр Савихин осознают, что правонарушения лучше устранить в ходе проверки ОНК, чем ждать пока факты вскроются, но уже будет поздно. Также следует отметить, что во время проверок руководство УФСИН оказывает нам всестороннюю помощь, с пониманием относится к результатам проверок и принимает оперативные меры по ним. – Жалоб поступает много? – За 2009 год комиссия получила 25 жалоб от осужденных и их родственников на действия администрации учреждений УФСИН, 22 проверены с выездом на место. Частично подтвердились 20 из них. По всем жалобам приняты меры. 2 осужденных по инициативе комиссии переведены в другие учреждения. Сейчас жалоб стало значительно больше. Жалуются в основном на нарушения прав в условиях заключения. Бывают и другие случаи. Так, например, военнослужащий, увольняясь из Вооруженных Сил, получил военный билет, но не ознакомился с записями, внесенными в него. В военкомате обнаружилось, что по ошибке ему был выдан документ с чужими данными. Исходя из этого, он не смог встать на военный учет, получить паспорт. В течение двух лет военнослужащий так и не смог найти отклика на свои запросы в военкоматах, своей воинской части, Министерстве обороны. Оказавшись без средств к существованию, совершил преступление и оказался в местах лишения свободы. Узнал о существовании комиссии и обратился. Мы активно включились в работу, нашли «концы», ему выдали новый военный билет. Помогли человеку. Теперь он требует еще и компенсации морального ущерба. Что ж – это его право. Другой случай. Администрация исправительного учреждения отказала осужденному в просьбе о заключении брака. Мы разобрались в ситуации и оказалось, что отказ произошел не по вине администрации. У женщины, собиравшейся вступить с ним в брак, попросту не было средств добраться до суженого. Чисто бытовая ситуация. В ходе проверки спецприемника для административно-арестованных УВД было выявлено большое количество лиц, арестованных за нарушения миграционного законодательства. Несовершенство этих законов приводит к «патовой» ситуации, когда человек, проживающий в России, имеющий здесь родителей, семью, жилье, детей и работу, но не являющийся гражданином РФ, не может быть депортирован (выдворен) в страну, где он ранее проживал, т.к. компетентные органы этих стран официально заявляют, что он не является их гражданином. К сожалению, в России существует «правовой вакуум» и люди от этого страдают. Мы попросили Уполномоченного по правам человека в РФ взять под контроль вопросы совершенствования миграционного законодательства. Были индивидуальные и даже коллективные жалобы об избиениях при содержании под стражей. Случаи бывают разные.
– Сталкивались ли общественные инспекторы с противодействием со стороны представителей силовых ведомств при проверках? – Как таковых никаких препон нам не чинят. Но сложности есть. По Закону списки членов ОНК должны быть в каждом месте, где люди содержатся принудительно. В соответствии со списком осуществляется доступ наблюдателей в учреждения, и такой список с контактными телефонами должен предоставляться задержанным. В некоторых райотделах не только этого списка нет, но и начальники не знают о существовании комиссии. Есть и другая сторона вопроса. Население очень слабо осведомлено о работе нашей комиссии (я повторюсь, что финансовыми средствами на публикации материалов мы не располагаем, а СМИ должного интереса к нашей работе не проявляет). Поэтому, в случае нарушения прав, человек не может воспользоваться еще и своим законным правом известить наблюдателя о правонарушении. – На мой взгляд, в состав ОНК должны входить и профессиональные правозащитники. В нашей комиссии «в чистом виде» таковых нет. – Я сам юрист, долго работал в органах внутренних дел. Члены комиссии тоже юридически грамотные люди. Но мы не решаем вопрос на месте, а лишь получив жалобу, проводим проверку, ее результаты обсуждаем на заседании комиссии, где вырабатывается объективная оценка и меры, предлагаемые руководителям для устранения недостатков, если таковые необходимо предпринять. В заседании участвуют работники УВД, прокуратуры, Уполномоченный по правам человека в Тверской области или его представитель. Правозащитники в составе комиссии нам нужны. Это люди с обостренным чувством справедливости. Можно рассмотреть вопрос о создании экспертного сообщества комиссии, подключив к работе правозащитников, представителей правозащитных общественных организаций на правах экспертов. Неплохо было бы решить проблемы с финансированием и помещением. Тогда бы наша работа стала еще более эффективной и оперативной.
P.S.: Общественная палата Тверской области призывает СМИ обратить внимание на деятельность ОНК, проинформировать граждан о существовании комиссии, направлениях деятельности и возможности граждан обращаться в ОНК в экстренных случаях. Предупрежден – значит вооружен. Эта информация сможет помочь многим нуждающимся людям отстоять свои права и свободы. Контактный телефон ОНК по Тверской области: (4822) 32-36-98
Беседовал пресс-секретарь |