Главная Новости Общественная палата Тверской области внесла предложения по совершенствованию видеонаблюдения в Центрах общественного видеонаблюдения
Общественная палата Тверской области внесла предложения по совершенствованию видеонаблюдения в Центрах общественного видеонаблюдения
23.09.2021

 

По итогам состоявшихся выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации, Законодательного Собрания Тверской области и Губернатора Тверской области Общественная палата Тверской области отметила их беспрецедентно открытый характер. Открытость и прозрачность избирательных процедур в Тверской области обеспечивалась более 2.5 тысяч наблюдателей, назначенных кандидатами, политическими партиями, Общественной палатой региона.

Более 80 процентов избирателей проголосовало на участках, оборудованных средствами видеонаблюдения, на остальных участках были установлены средства видеофиксации. 892 камеры видеонаблюдения без перерыва в течение 72 часов, начиная с 8.00 час. 17 сентября до подведения итогов голосования на УИК и ТИК 20 сентября передавали изображения со всей области в Центр общественного видеонаблюдения (ЦОН) на 15 автоматизированных рабочих мест и видеостену, где одномоментно на 8 больших экранах можно было просматривать по 192 участка в течение минуты.

38 волонтеров, сменяя друг друга, на своих рабочих местах просматривали онлайн - трансляцию с участков. При возникновении малейших сомнений в законности происходящего на участке или ситуации, которая требовала пояснений, комментариев, правовой оценки, по запросу наблюдателей конкретный участок выводился на большой экран, внимательно, иногда неоднократно просматривался, разбирался экспертами Центра.

Более 40% участков от общего числа находящихся под видеонаблюдением, были просмотрены за три дня наблюдения, иногда неоднократно. По итогам просмотра группа волонтеров – юристов более 150 раз связывалась с наблюдателями на участках, с председателями участковых или территориальных комиссий, предлагали устранить зафиксированные Центром видеонаблюдения нарушения или ситуации, которые могли повлечь за собой жалобы или создать условия для нарушений или даже провокаций. Особое внимание уделялось контролю за ящиками для голосования, сохранностью сейф-пакетов, особенно в ночное время, процедуре подсчета голосов и подведению итогов голосования.

18 раз члены мобильной группы по координации за выборами выезжали по сигналу из ЦОН на участки, когда данных с видеостены было недостаточно для верификации происходящего или требовалось провести дополнительную проверку на месте, устранить выявленные нарушения.

В течение трех дней возможностями ЦОН воспользовались доверенные лица и наблюдатели от политических партий КПРФ и ЛДПР, кандидатов в депутаты Государственной Думы, Законодательного Собрания и Губернатора Тверской области. По их заявлениям операторами и видеоинженером ЦОН предоставлялась возможность просмотреть конкретные избирательные участки в определенное время, сделать видеозапись с участка или ТИК.

В поле зрения операторов и юристов ЦОН 17 сентября попали 3 избирательных участка в городе Твери, где наблюдались очереди за бюллетенями. Председатель и члены Общественной палаты неоднократно выезжали на эти участки, разговаривали с людьми, убеждали их не нарушать масочный режим, соблюдать социальную дистанцию. Признаков и подтверждений административного понуждения голосовать, контроля волеизъявления не выявлено. Заявлений о нарушении избирательных прав граждан не поступило. Массовое голосование военнослужащих объяснялось служебными заданиями, графиками полётов, учений и пр.

Видеонаблюдением было зафиксировано массовое пренебрежение избирателей мерами эпидемиологической безопасности, неоднократное нарушение тайны волеизъявления, когда в кабину для голосования заходило по 2 человека, нарушение правил фото- видеосъёмки на участках, факты агрессии избирателей по отношению к членам избирательных комиссий и наблюдателям.

На телефон горячей линии ЦОН обратилось около 50 избирателей. Только пятеро заявили о нарушении их избирательных прав, технических ошибках в списках. Десять заявителей обращались с жалобой на недоступность избирательных участков для лиц с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, слабовидящих и отсутствие на таких участках волонтеров. Все эти заявления были рассмотрены и разрешены в пользу заявителей.

Все остальные обращения требовали разъяснений, информации или консультаций, которые также оперативно предоставлялись избирателям.

Общественная палата, готовя наблюдателей к работе на участках, особое внимание уделяла противодействию нарушениям. Три дня голосования показали, что эта задача выполнена. Примеры нарушений не носили массового характера. Избирательная система региона признала наблюдателей полноправными и авторитетными участниками избирательного процесса. Миссия - предупредить, не допустить нарушений, противостоять провокациям общественными наблюдателями выполнена.

22 сентября Общественная палата региона отправила в Общественную палату РФ и Ассоциацию НОМ предложения по совершенствованию гражданского контроля за выборами в форме видеонаблюдения.

1. Ввести в законодательство и нормативно-правовые акты, регулирующие избирательный процесс, новую категорию наблюдателей - наблюдатель ЦОН, разработать программу их обучения, компетенции.
Общественные наблюдатели должны уметь правильно верифицировать информацию, давать оценку ситуациям на УИК и ТИК с точки зрения имеет место либо нет нарушение в ходе проведения голосования. Одновременно с ростом количества наблюдателей очень важно обеспечить рост их профессионализма, так как их мнения, оценки, сообщения в Ассоциацию НОМ, в информационные сети имеют важное значения. Так как федеральное законодательство не устанавливает каких либо требований к статусу наблюдателя, кроме достижения возраста и обладания активным избирательным правом, считаем необходимым в обязательном порядке осуществлять предварительное обучение общественных наблюдателей. В связи с этим, необходимо организовать работу по подготовке высокопрофессиональных специалистов в области независимого общественного контроля, обеспечив комплексность и организацию процесса обучения с целью формирования у наблюдателей соответствующих компетенций.
Это требует внесения соответствующих изменений в ст. 33 ФЗ « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Также следует предусмотреть оплату питания, проезда, связи общественным наблюдателям.
2. Пломбы на КОИБ и ящиках для голосования (стационарных и переносных) должны быть контрастного цвета: тёмные на белых или светлые на тёмных. Либо применять пломбы красного цвета. Они одинаково хорошо различимы на экранах мониторов.
3. Сейфы для хранения сейф - пакетов с заполненными бюллетенями и сейфы для хранения другой избирательной документации необходимо подписывать крупными буквами или обозначать другими идентификаторами, установленными документами ЦИК России. Так как в процессе дистанционного наблюдения манипуляции членов избирательных комиссий с сейфами вызывают повышенное внимание и вопросы, по которым запрашивается дополнительная информация с участков.
4. Поддерживаем практику показывать на камеру плакаты с наименованием процедуры конкретного этапа голосования. Это снимает вопросы наблюдателей по поводу совершаемых действий с бюллетенями, ящиками для голосования и журналами.
5. Для слабовидящих граждан необходимо иметь на участке большую лупу или увеличительное стекло. Можно их прикрепить в кабинке для голосования. Или иметь на столах выдачи бюллетеней. Это позволит уменьшить количество просьб таких избирателей помочь с расшифровкой текста в бюллетенях. Сейчас это приводит к нарушениям типа "двое в кабинке для голосования" и требует дополнительной связи оператора АРМ с УИК для пояснений со стороны членов УИК, почему и кто помогает избирателю, если не различима куртка с надписью «Волонтёр».
6. Все регламентные или другие работы и действия эксплуатационных и аварийных служб на участке для голосования, связанные с перемещением объектов наблюдения или ремонтом видеотехники, каналов связи и др., регламентным обслуживанием КОИБ должны осуществляться с уведомлением Центра общественного наблюдения.
7. В федеральном законодательстве и нормативно-правовых документах ЦИК России необходимо признать институт независимого общественного наблюдения одной из мер по обеспечению законности формирования органов власти всех уровней, разработать инструкции и порядки организации видеонаблюдения в Центрах общественного наблюдения.



Поиск

Архив новостей

  • 2021 (118)
  • 2020 (187)
  • 2019 (203)
  • 2018 (259)
  • 2017 (161)
  • 2016 (218)
  • 2015 (197)
  • 2014 (223)
  • 2013 (229)
  • 2012 (198)
  • 2011 (189)
  • 2010 (111)
  • 2009 (8)