Экспертная группа Регионального общественного штаба по наблюдению за выборами в Тверской области: «Общественный контроль на российских выборах на всех уровнях формирования власти доказал свою эффективность и востребованность» |
30.03.2023 |
30 марта 2023г. в Твери состоялось заседание экспертного сообщества Общественной палаты Тверской области, посвященное пятилетию осуществления независимого общественного наблюдения на выборах. Предметом обсуждения стал Доклад Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» «Институализация общественного контроля на российских выборах: этапы, формы и механизмы, перспективы развития». В обсуждении приняли участие студенты юридического факультета Тверского Государственного Университета, обучающиеся в Школе электорального эксперта. По мнению Юлии Васильчук, заместителя председателя Общественной палаты Тверской области, эксперта Ассоциации «Независимый общественный мониторинг», руководителя экспертной группы регионального общественного штаба в Тверской области, общественный контроль прошел проверку на гражданское доверие в ходе проводимых выборов и показал свою востребованность и эффективность. С учетом накопленного опыта и потенциала компетенций общественных наблюдателей, независимое наблюдение возможно развернуть на всех этапах избирательной кампании, не только в дни голосования. Обеспечение общественного контроля за формированием органов публичной власти является важным элементом политической системы и признаком ее зрелости, открытости и демократичности. При этом, принципиально важно создать условия для реализации всех форм общественного наблюдения для структур гражданского общества в целях защиты избирательных прав граждан и государственных институтов. Общественный контроль за ходом проведения выборов имеет целью предотвращение возможных нарушений норм действующего избирательного законодательства всеми участниками избирательного процесса и является важным фактором устойчивости избирательной системы перед лицом внешних вызовов и глобальных общественно-политических угроз. Институт общественного контроля в России прошел колоссальный путь развития: создана соответствующая законодательная база, работоспособный механизм независимого наблюдения, доказавший свою действенность. Проводящееся в регионе обучение гражданских активистов и волонтёров повысило уровень их компетенции, способствует выработке навыков в профессиональной оценке ключевых процессов, связанных с волеизъявлением граждан. Так, в Тверской области пул постоянных наблюдателей составляет более 2500 человек. Независимые общественные наблюдатели в Тверской области справляются с поставленными задачами и обеспечивают легитимность избирательных кампаний последних пяти лет. Эту важную работу нужно продолжать, учитывая всё возрастающую политическую конкурентность выборов и усиливающееся давление на нашу избирательную систему извне. Методические материалы и тематические доклады, поступающие в регионы из Ассоциации «Независимый общественный мониторинг», создают качественную основу для подготовки наблюдателей и электоральных экспертов. Понимая всю важность развития системы общественного наблюдения и необходимость эффективного противодействия информационным атакам по делегитимации выборов, Общественной палатой Тверской области совместно с Центром избирательного права юридического факультета ТвГУ реализуется проект «Школа электорального эксперта», в которой студенты юридического факультета приобретают навыки анализа политической ситуации, комментирования и грамотного информационного сопровождения избирательных кампаний в целях донесения до населения верных интерпретаций ключевых этапов электорального цикла. Целью создания и деятельности Центра избирательного права и процесса юридического факультета ТвгУ является подготовка и обучение наблюдателей, членов избирательных комиссий, кандидатов на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления, избирателей и иных участников избирательного процесса. Центр занимается подготовкой и обучением наблюдателей, членов избирательных комиссий, кандидатов на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления, и избирателей; рассматривает актуальные вопросы применения избирательного законодательства и иных нормативно-правовых актов, обеспечения защиты избирательных прав, свобод и интересов граждан, их доступа к правосудию; рассматривает актуальные проблемы развития российского избирательного законодательства и анализирует практику его применения; участвует в осуществлении правовой консультации наблюдателей и других лиц, разъяснении избирательного законодательства Российской Федерации; осуществляет информационное обеспечение субъектов избирательного права и процесса по правовым и общественно-политическим вопросам. Антонова Н.А., эксперт регионального общественного штаба Тверской области, доктор юридических наук, руководитель Центра избирательного права и процесса юридического факультета ТвгУ подчеркнула, что при существенном развитии общественного контроля за проведением выборов на различных уровнях, следует помнить, что постоянно развиваются избирательные технологии, и в этой связи субъекты общественного контроля должны быть готовы к новым формам голосования. При этом ставка должна быть сделана на молодое поколение. И сейчас общественные формирования, деятельность которых связана с наблюдением за выборами, с целью обеспечения их законности и прозрачности, должны проводить активную деятельность по привлечению, мотивированию и обучению молодых людей для участия их в процессе реализации форм общественного контроля за процедурой проведения выборов на всех этапах избирательной кампании. По мнению Яковлевой Н.Г., эксперта Общественной палаты, кандидата юридических наук требует дальнейшего решения, в том числе на законодательном уровне, развитие системы общественного контроля в связи с внедрением в российскую электоральную практику дистанционного электронного голосования С одной стороны, использование новых информационных технологий наглядным образом демонстрирует адаптивность отечественной избирательной системы к изменениям, ее открытый характер, создаёт удобство для всех категорий избирателей, нацеленность на постоянное совершенствование. С другой стороны, внедрение ДЭГ ставит задачу создания эффективных механизмов общественного контроля за ДЭГ. Кроме того, требуется разработка соответствующих методических материалов, последующее обучение наблюдателей, привлекаемых к работе по наблюдению за ДЭГ, освоение ими нового инструментария, цифровых технологий общественного контроля. Александр Бутузов - руководитель регионального общественного штаба в Тверской области: Учитывая, что ключевым принципом организации избирательного процесса является гласность, важна практика дальнейшего развития института общественных наблюдателей, выступающих гарантией законности и открытости для гражданского контроля всех выборов, проходящих в Российской Федерации. В условиях роста политической конкуренции важно, чтобы независимый контроль был обеспечен на всех этапах избирательной кампании. Следует также отметить, что на современном этапе реализации общественного наблюдения и контроля за выборами, соблюдения законности и прозрачности основных избирательных процедур в соответствии с действующим законодательством в Тверской области выстроена система, включающая совместную деятельность различных институтов гражданского общества: общественных палат и советов в муниципалитетах, экспертного сообщества, правозащитных структур, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, вовлеченных в работу по наблюдению и общественному контролю за выборами. Эта система основывается на Соглашениях, определяющих совместные задачи по осуществлению наблюдения на выборах с целью соблюдения избирательных прав граждан, формы обучения и взаимодействия наблюдателей, направляемых на участки различными субъектами выдвижения. В предстоящий период необходимо продолжать подстраивать организационную, правовую и информационно-коммуникационную инфраструктуру обеспечения общественного контроля с целью её адекватного реагирования на современные вызовы.
|