Что читают наши дети? |
27.04.2024 |
В Твери в Центральной городской библиотеке им. А.И. Герцена по инициативе комиссии Общественной палаты Тверской области по сохранению духовно-нравственных ценностей, патриотическому воспитанию и культуре состоялся круглый стол на тему: «Что читают наши дети?» Основанием к проведению заседания круглого стола стало поступившее в Общественную палату Тверской области обращение, свидетельствующее о нарушении ст. 5 федерального закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Как пример, приводились рассказы Григория Остера из серии «Школа ужасов», «Вредные задачи», «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда», с установленной возрастной категорией 6+, пропагандирующие насилие, разрушающие личность, семейные и нравственные ценности. Мероприятия общественного контроля, организованные членами Общественной палаты Тверской области, подтвердили наличие этих книг для детей в государственных и муниципальных библиотеках, в книжных магазинах. Участие в обсуждении приняли члены Общественной палаты Тверской области, заместитель Главы Администрации г. Твери Л.Г. Хоменко, начальник Управления образования Администрации г. Твери Н.В. Жуковская, заместитель прокурора Центрального района г. Твери В.А. Горячев, протоиерей Павел Сорочинский, представители Уполномоченного по правам ребенка в Тверской области, библиотечной системы, медицинского и родительского сообществ. Модераторами дискуссии выступили председатель Общественной палаты Тверской области, доктор педагогических наук, профессор Тверского государственного университета, академик Российской Академии образования И.Д. Лельчицкий и председатель комиссии Общественной палаты Тверской области по сохранению духовно-нравственных ценностей, патриотическому воспитанию и культуре А.В. Лукьянчук. «Очень важным в данном вопросе является не только то, какие произведения читают наши дети сами, но и те книги, которые им покупают и читают их родители, являющиеся непререкаемым авторитетом в семье для детей в раннем возрасте», - отметил в своем выступлении А.В. Лукьянчук. Главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Тверской области, детский психолог Селянина М.Н. представила анализ и оценку психологических аспектов содержания книги Г. Остера «Школа ужасов», подготовленный специалистами Областного клинического психологического диспансера по запросу Общественной палаты Тверской области. «Оформление книги мрачное, страницы книги украшены черно-белыми рисунками. Рассказы содержат прямые и косвенные призывы детей к проявлению агрессии по отношению к родителям, недоверие к ним, сюжеты, провоцирующие подозрительность и недоверие к работникам школы, развитие эмоций страха, недоверия, пренебрежения к школе, - отмечает Марина Николаевна. «Для младшего школьного возраста характерны ограниченность осмысления действительности, неустойчивость суждений и оценок, недостаточная сформированность морального сознания (ребенок не полностью понимает, что хорошо, что плохо), подверженность влиянию, детализированность и неполнота отражения событий реальности, конкретный, эмоционально обусловленный характер мышления, недостаточность критических и прогностических функций. Отношение к себе, как к ученику, в значительной мере определяется семейными ценностями. Развитие сферы произвольности, самооценка, самоуважение и самопринятие во многом зависит от успешности в школе. По итогам проведенного психологического анализа книга Г. Остера «Школа ужасов» не рекомендуется в качестве воспитательной, развивающей или развлекательной литературы для детей младшего школьного возраста и их родителей»,- продолжила М.Н. Селянина. Вопросы, «каким образом такого рода книги попадают в библиотечную сеть и магазины, и какие экспертные оценки дают возможность этим произведениям рекомендоваться детям от 6 лет» неоднократно задавались участниками круглого стола. «Участие родителей и школы в этой ситуации очень важно. Важно знать, не только что читают наши дети, но и что они понимают из прочитанного. Здесь не должно быть безразличия. И только совместными усилиями государства и общества можно получить позитивный результат»,- отметил И.В. Алышев, член Общественной палаты Тверской области, председатель комиссии по семейной, демографической и социальной политике. Собравшиеся единогласно высказали мнение о необходимости определения алгоритма совместных действия для ограничения негативного влияния на детей через детскую литературу, ее свободного распространения, усилении роли семьи в становлении здоровой личности. На сайте Общественной палаты Тверской области организован опрос на тему: «Что читают наши дети?» Важно не только установить источники распространения в детскую среду опасных для детской психики современных книг, перекрыть их, но и обратить внимание педагогов, библиотекарей, родителей на то, что читают наши дети, как они понимают прочитанное, что необходимо говорить с детьми о прочитанном, помогать им определить позицию, отношение к прочитанному, постепенно учить отличать книжные истории от реальной жизни. Невозможно запретить все источники информации, невозможно защитить детей от потрясений и переживаний современного мира. Но реально и необходимо формировать литературный вкус ребенка, не запрещать, а учить отличать добро от зла, показывать важное и интересное в реальной жизни. Общественная палата Тверской области продолжит работу над важной темой развития наших детей. По предложению участников круглого стола данная тема будет предложена для обсуждения на площадке Общественной палаты Российской Федерации, с участием коллег из региональных Общественных палат. Члены Общественной палаты выразили надежду на то, что совместными усилиями с родительской общественностью и органами образования, культуры, контрольными инстанциями детское чтение станет полезным и безопасным. Подходя к книжной полке в библиотеке или магазине, формируя книжный фонд школьной или семейной библиотеки, важно не забывать – книга не только развлекает, но и воспитывает. Все вместе, объединив усилия, мы можем поставить заслон низкокачественной детской литературе, возродить традиции семейного чтения. |