|
Прасковья Орлова-Савина |
В Тверской губернии в разное время бывали многие русские актёры. Достаточно назвать великую Марию Николаевну Ермолову, месяцами жившую в имении Калабриево под Калязином, или приезжавшего к ней и игравшего в любительских спектаклях Василия Николаевича Давыдова.
Но лишь Прасковья Ивановна Орлова-Савина (17 октября 1815 — 15 июля 1900), постоянная партнёрша Михаила Щепкина и Павла Мочалова, блиставшая в водевилях, лёгких комедиях и даже трагедиях на сценах Малого и Большого театров в Москве и Александринского театра в Петербурге, навсегда связала свою жизнь с Верхневолжьем. Отец её, бывший крепостной, служил в Большом театре. Орлова-Савина получила сценическое образование в Московской театральной школе, в которую поступила в 15-летнем возрасте и где своим талантом привлекла внимание директора театров Ф.Ф. Кокошкина и «короля водевиля» артиста В.И. Живокини.
О её неизменном сценическом успехе говорили современники — критики и завзятые театралы. Газеты писали, что «лучшей Офелии не только московская, но и вообще русская сцена и не запомнит» (бенефис Мочалова в 1837 году). Она заслужила похвальный отзыв даже от Виссариона Белинского, которому, кажется, никто не нравился: «замечательная артистка и для драмы, и для комедии». В.И. Родиславский говорил, что «умнее, женственнее, явственнее изображения Софьи Павловны в исполнении П.И. Орловой в «Горе от ума» никогда ему не удавалось встретить во всё его 48-летнее посещение русской сцены». В «Драматическом альбоме» П. Арапова и А. Роппольта говорилось: «Между всеми актёрами и актрисами Московского театра П.И. Орлова занимает одно из видных и почётных мест. Артистка даровитая, умная, добросовестная, в продолжение десяти лет пользовавшаяся заслуженной любовью публики, оставила сцену тогда, когда её талант был в полном блеске, в полном развитии, когда её отсутствие не могло быть замещено».
|